Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Структура управления путевым хозяйством

Структура управления путевым хозяйством

Страница 2 из 12

От несущей способности железнодорожного пути и его состояния зависят скорости и безопасность движения поездов, комфортабельность поездки пассажиров, пропускная и провозная способность линий. Железнодорожный путь всегда должен быть исправным, а его прочность, устойчивость и состояние соответствовать установленным техническим требованиям и нормам.

Стоимость основных производственных средств путевого хозяйства превышает половину стоимости всех основных средств железнодорожного транспорта. В железнодорожный путь ежегодно укладывают более 2 млн. т металла, 2,5 млн. м3 древесины, 20 млн. м3 щебня и много других материалов. На замене верхнего строения и содержании пути заняты тысячи путевых бригад, значительное число путевых машинных станций, путевых колонн и других специализированных подразделений. Большой объем работ, кроме того, выполняют механизированные производственные базы, где поступающие с заводов материалы верхнего строения собирают в готовые для укладки в путь звенья или сварные рельсовые плети, а снятые с пути звенья разбирают, сортируют, ремонтируют и комплектуют для повторного использования.

Деревянные шпалы и брусья (а их ежегодно укладывают несколько десятков миллионов штук), чтобы предохранить от загнивания, до укладки в путь сушат и пропитывают химическими составами (антисептиками) на шпалопропиточных заводах. Для ремонта путевых машин и механизмов, а также изготовления инструментов, противоугонов, путевых знаков, сигналов и многочисленных других изделий созданы ремонтно-механические заводы и мастерские. Путевой щебень приготовляют щебеночные заводы, а гравий, песок и ракушку разрабатывают в карьерах. Новые и старогодные рельсы сваривают на рельсосварочных предприятиях, а в пути их ремонтируют рельсошлифовальные поезда, передвижные рельсосварочные машины (ПРСМ) и сварочно-наплавочные летучки. Дистанции лесозащитных насаждений ухаживают за лесонасаждениями вдоль железных дорог и создают новые линии живой защиты.

На балансе служб пути дорог находится значительное количество служебно-производственных и жилых зданий.

Железнодорожный путь в комплексе со всеми обслуживающими его промышленными и производственными предприятиями и организациями составляет путевое хозяйство железных дорог.

Старая структура управления путевым хозяйством (до реформирования)

Рассмотрим структуру управления путевым хозяйством до реформирования. Все подразделения путевого хозяйства были под руководством Главного управления пути Министерства путей сообщения (ЦП МПС). Аппарат Главного управления состоял из отделов, контролирующих и координирующих деятельность работников путевого хозяйства на железных дорогах сети.

На каждой железной дороге путевое хозяйство было под руководством службы пути, возглавляемой начальником службы (П). Служба имела следующие основные отделы: технический, эксплуатации и текущего содержания пути, капитального ремонта, механизации, инженерных сооружений, промышленных предприятий, плановый и финансовый, кадров.

Служба руководила дистанциями пути (ПЧ), путевыми машинными станциями (ПМС), щебеночными и шпалопропиточными заводами, дистанциями защитных лесонасаждений, ремонтными мастерскими и другими предприятиями путевого хозяйства.

Железная дорога состояла из отделений (НОД), которые руководили производственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций, находящихся в границах отделения. В отделении дороги имелся отдел пути (НОДП).

Основная эксплуатационная хозяйственная единица в путевом хозяйстве – дистанция пути. Она обеспечивает безопасное движение поездов с установленными скоростями, выполняя для этого комплекс работ по текущему содержанию пути и сооружений и некоторые капитальные работы.

Организационная структура дистанции пути (рис. 1) предусматривает деление ее на околотки протяженностью 20–25 км на однопутных линиях и 22–30 км приведенной длины на двухпутных. Околоток, возглавляемый дорожным мастером (ПД), состоит из двух-трех рабочих отделений во главе с бригадирами пути (ПДБ).

Структура дистанции пути

Рис. 1 – Организационно-административная структура дистанции пути

Под приведенной длиной пути, обслуживаемого тем или иным подразделением, понимают условную длину всех путей, расположенных в пределах участка обслуживания, приведенную к длине I главного пути. При этом 1 км II главного пути принимается эквивалентным 0,75 км, 1 км станционного – 0,33 км, 20 стрелочных переводов – 1 км I главного пути.

Развернутой длиной главного пути называется суммарная длина главных путей, расположенных в пределах обслуживания конкретного путейского подразделения.

Эксплуатационная длина выражает расстояние по оси трассы железнодорожного полотна между осями раздельных пунктов.

Развернутая длина рабочего отделения 7–10 км. Его обслуживает отделенческая бригада из монтеров пути, состав которой должен быть не менее 5 человек, при необходимости назначаются дежурные по переездам и путевые обходчики.

В зависимости от сложности и местных особенностей приведенная длина путей, обслуживаемых одной дистанцией, составляет 180–250 км на однопутных и 200–300 км на двухпутных и многопутных линиях.

Текущее содержание пути на околотках в пределах перегонов и малых станций может осуществляться по трем формам.

Форма № 1 – околоток имеет две бригады: укрупненную механизированную для производства планово-предупредительных работ и малую (5–6 чел.) для выполнения неотложных работ. Эта структура применима, если земляное полотно здоровое, а тип верхнего строения пути соответствует грузонапряженности и скоростям движения поездов, если соблюдаются межремонтные сроки, если есть возможность подъезда автотранспорта к любой точке пути и если все работники околотка живут в одном пункте.

Форма № 2 – на околотке создают две-три механизированные отделенческие бригады, в состав каждой из которых входят 10–12 чел. Бригады выполняют весь комплекс работ текущего содержания пути в пределах своих рабочих отделений. Эта структура применима при всех эксплуатационных условиях и типах верхнего строения.

Форма № 3 – на околотке организуют рабочие отделения с бригадами в составе не менее 5 человек и механизированное звено, работающее по скользящему графику. Звено объединяется с отделенческой бригадой и работает под общим руководством бригадира местного отделения.

На узлах и крупных станциях структурные формы видоизменяются.

Форма № 1 ст – на околотке создают механизированную бригаду в составе 17–20 человек и специализированную бригаду по содержанию стрелочных переводов и изолирующих стыков (5–6 человек).

Форма № 2 ст – на околотке имеются два-три рабочих отделения (каждое состоит из 5–6 человек) и механизированная бригада, которая по усмотрению дорожного мастера периодически объединяется с отделенческой и производит планово-предупредительные работы на стрелочных переводах и станционных путях.

При всех структурных формах бригаду возглавляет бригадир пути.

Дорожный мастер отвечает за состояние пути и сооружений, безопасность движения поездов, планирование и организацию работ, расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности на околотке. Бригадир пути несет такую же ответственность на рабочем отделении.

На крупных станциях и узлах, а также при значительной протяженности дистанции разрешается два-три околотка объединять в механизированный участок, возглавляемый старшим дорожным мастером (начальником участка).

С переходом на машинизированное текущее содержание с использованием таких машин, как СМ-2, СМ-3, ПМГ-16, ВПР-1200, ВПРС-500, Р-2000, оказывается необходимым для выполнения сопутствующих работ привлекать укрупненную бригаду в составе 16–18 монтеров пути. Руководят такой бригадой дорожный мастер и два бригадира пути. Бригада создается за счет объединения трех-четырех околотков в механизированный участок во главе с начальником (старшим дорожным мастером) и сокращения количества монтеров пути в отделенческих бригадах до 5–7 чел.

Приведенная длина участка 60–80 км, околотка 25–30 км, рабочего отделения 6–10 км. Однако структурно-организационные формы машинизированного текущего содержания пути окончательно еще не оформились.

На дистанции пути могут также создаваться специализированные подразделения: для текущего содержания искусственных сооружений, земляного полотна, для выправки кривых, ремонта шпал, переводных и мостовых брусьев, а также колонны или укрупненные бригады для производства капитальных работ.

На каждой дистанции пути имеются механические мастерские, гаражи, кладовые и др.

Новая структура управления путевым хозяйством (после реформирования)

На уровне ОАО «РЖД» руководство путевым хозяйством осуществляет Центральная Дирекция инфраструктуры, а на дорогах – дорожные Дирекции инфраструктуры.

Основные функции дорожной Дирекции инфраструктуры:

  • определение совместно со службой экономики и финансов дороги плановых заданий для региональных дистанций пути и подчиненных ей предприятий и организаций;
  • контроль за выполнением планов;
  • техническое руководство предприятиями;
  • внедрение достижений науки и техники, научной организации труда, передового опыта;
  • обеспечение бесперебойности и безопасности движения поездов.

Новая структура управления путевым хозяйством показана на (рис. 2).

Структура управления путевым хозяйством

Рис. 2 – Структура управления путевым хозяйством (после реформирования)

Дистанция пути (ПЧ) делится на участки пути во главе со старшим дорожным мастером, а они в свою очередь подразделяются на околотки пути, возглавляемые дорожными мастерами, а околотки – на рабочие отделения, к которым прикреплены путевые бригады во главе с бригадирами пути.

В дистанции хранятся чертежи и описания всех находящихся на ней сооружений и устройств путевого хозяйства, в том числе масштабные планы станций, продольные профили всех главных и станционных путей, сортировочных горок и полугорок. В эти документы своевременно вносятся все изменения.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика