Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Стрелка

Стрелка

Страница 2 из 17

Стрелка – это основной элемент стрелочного перевода, она состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, переводного механизма, опорных и упорных приспособлений, скреплений и других деталей.

По форме в плане направляющих на ответвление остряков стрелки различают:

  • с прямолинейными остряками;
  • с криволинейным остряком секущего типа;
  • с криволинейным остряком касательного типа.

В стрелках с прямолинейными остряками (рис. 1) угол β, образованный рабочими гранями остряка и рамного рельса, называется стрелочным углом. Преимуществом таких стрелок считают возможность применения обоих остряков как для левопутной, так и для правопутной стрелки. Однако эти стрелки имеют сравнительно большой угол удара в остряк β, ухудшающий условия входа на ответвление. В РФ такие стрелки на магистралях не применяют.

Полустрелка с прямым остряком

Рис. 1 – Полустрелка с прямым остряком: 1 – рабочая грань остряка; 2 – рабочая грань рамного рельса

В стрелках с криволинейным остряком секущего типа остряк примыкает к рамному рельсу под начальным углом в плане βн (рис. 2, а), образующимся при теоретическом пересечении рабочей грани рамного рельса с рабочей гранью криволинейного остряка радиусом R0. Стрелочный угол β при этом образован рабочей гранью рамного рельса и касательной к рабочей грани остряка в его корне.

К преимуществам данных стрелок относят:

  • возможность получения длины перевода несколько короче, нежели при прямых остряках;
  • более плавный вход подвижного состава на боковое направление перевода.

Недостатки – невозможность применения одних и тех же остряков, как для правопутной, так и для левопутной стрелки.

Криволинейные остряки секущего типа могут быть и двойного радиуса (рис. 2, б): в начале – R0, затем R < R0. Это делается для того, чтобы улучшить плавность входа экипажей на ответвление перевода, уменьшить угол удара в остряк в его остроганной части. Такие стрелки лучше, чем стрелки с остряками одного радиуса.

Полустрелки с криволинейным остряком секущего типа

Рис. 2 – Полустрелки с криволинейным остряком секущего типа: а – одного радиуса; б – двух радиусов; 1 – начало остряка; 2 – рабочая грань остряка; 3 – рабочая грань рамного рельса

В стрелках с криволинейным остряком касательного типа (рис. 3) теоретическим началом остряка является точка его касания с рабочей гранью рамного рельса. По идее при остряках этого типа начальный угол βн должен быть равен нулю, практически же это осуществить нельзя, поэтому и здесь βн ≠ 0. Стрелочный угол β здесь образован так же, как и в стрелках с остряком секущего типа. Преимущества этих стрелок состоят в том, что можно добиться наименьшего начального угла βн, и предоставляется лучшая возможность применения остряка переменного радиуса. Недостатки их те же, что и у стрелок с остряком секущего типа и, кроме того, остряки в своем начале более слабые, нежели остряки секущего типа. Такие стрелки у нас распространения не получили. Применяются они в ГДР, ФРГ, Франции и других странах.

Полустрелка с криволинейным остряком касательного типа

Рис. 3 – Полустрелка с криволинейным остряком касательного типа: 1 – теоретическое начало остряка; 2 – рабочая грань остряка; 3 – рабочая грань рамного рельса

Рамные рельсы

Рамные рельсы (рис. 4) представляют собой отрезки или целые рельсы стандартной длины. Рамные рельсы отличаются от обычных путевых:

наличием в шейках, кроме отверстий на концах, дополнительных отверстий для прикрепления упорных болтов (рис. 4, а) или упорных накладок и для прикрепления самого рамного рельса к башмакам-упоркам (рис. 4, б) и через них к брусьям, а также для монтирования корневого устройства и деталей запорного и переводного механизмов;

формой в плане – один из них прямой, другой, к которому примыкает прямой остряк, изогнутый в плане;

подстрожкой боковой грани головки для укрытия начала остряка от удара подрезанных гребней.

Поперечные сечения рамного рельса

Рис. 4 – Поперечные сечения рамного рельса: а – с показанием положения упорного болта; б – с показанием способа при крепления рамного рельса к опоре; 1 – рамный рельс; 2 – упорный болт; 3 – остряк; 4 – упорка

Длину рамных рельсов делают больше длины остряка с выступом рамных рельсов (рис. 5) за начало остряков (величина m) и за конец остряков (величина mк).

Выступы как передний m, так и задний mк необходимы для устройства нормальных стыков рамных рельсов с путевыми рельсами и во избежание влияния на остряк ударно-динамического воздействия при проходе колес подвижного состава через стык рамного рельса.

Схема рамного рельса с прямолинейным остряком

Рис. 5 – Схема рамного рельса с прямолинейным остряком

Зная величины m и mк, можно определить полную длину рамных рельсов при прямых остряках по формуле

060414_f1

где l0 – длина остряка;

β – угол, образуемый рабочей гранью прямого остряка и рабочей гранью рамного рельса.

Длину рамного рельса целесообразно принимать равной длине нормального рельса.

Остряки (остряковые рельсы)

Остряки представляют собой отрезки рельсов, остроганные на одном конце по расчетным координатам для плотного их прилегания к рамному рельсу и для накатывания на них колес подвижного состава. Строжка, отсекающая часть остряка в горизонтальной плоскости, называется горизонтальной, а строжка по высоте носит название вертикальной.

Горизонтальная строжка выполняется по плоскости с наклоном в 1/5. Вертикальная строжка согласно опыту и расчету связана с понижением верха остряка относительно поверхности катания рамного рельса. Для отечественных стрелок в сечении остряка 50 мм понижение равно 0; 20 мм – 2 мм; 5 мм – 15 мм; 0 мм – 25 мм.

Остряковые рельсы по поперечному сечению можно разделить на рельсы нормального профиля и рельсы специального профиля, пониженные и равновысокие с рамными рельсами.

Остряковые рельсы нормального профиля имеют много недостатков, поэтому в настоящее время в РФ они не изготовляются, а встречаются лишь в старых стрелках легкого типа.

Остряковые рельсы специального профиля пониженные применяются у нас и стрелках типов Р75, Р65 (рис. 6) и Р50 несимметричного профиля, а в стрелках типа Р43 – симметричного профиля. Такие рельсы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям, предъявляемым к острякам. Они значительно мощнее рельсов нормального профиля, не требуют ослабления рамного рельса прострожкой подошвы для примыкания к нему остряка и обладают большей устойчивостью против опрокидывания, нежели высокие рельсы. К их недостаткам относят необходимость выпрессовки корневой части под профиль нормального рельса для корневого устройства вкладышно-накладочного типа и гибких остряков.

Поперечное сечение острякового рельса ОР65

Рис. 6 – Поперечное сечение острякового рельса ОР65

Остряковые рельсы специального профиля одной высоты с рамными рельсами нормального профиля в настоящее время в РФ не изготовляют. Они встречаются в старых переводах.

Корневое устройство

Корневое устройство предназначено для закрепления остряка в его корне и для обеспечения подвижности остряка в горизонтальной плоскости. Различают три его типа:

  • шкворневое;
  • вкладышно-накладочное;
  • в виде обычного стыка с гибкими остряками.

Корневое устройство шкворневого типа имеет много недостатков и потому уже много лет не изготовляется, но на дорогах такие устройства можно увидеть в стрелках типов Р38, Р43 и Р50 старых конструкций.

Корневое устройство вкладышно-накладочного типа (рис. 7) у нас применяют в стрелках почти всех типов (Р75, Р65, Р50), и оно является по сути дела основным. Конструкция его такова. Стык в корне – на весу, он смонтирован на мостике. В корне остряка между закрепленными упорками, рамным рельсом и остряком с примыкающим к нему рельсом переводной кривой вставлен чугунный или стальной вкладыш. Со стороны оси пути остряк и подходящий к нему рельс соединены 4-дырной накладкой, которая в середине несколько отогнута в сторону оси пути. Поэтому между остряком и накладкой имеется зазор, допускающий перевод остряка из одного положения в другое. Чтобы предварительно изогнутая в середине накладка при стягивании болтами не разгибалась, между ней и вкладышем (в шейке остряка) на первый от начала остряка болт надевают распорную втулку. Преимущества такой конструкции состоят в том, что она прочна, проста и малодетальна. Однако вкладышно-накладочному корневому устройству присущи и недостатки:

  • при выпрессовке корневой части остряка в нем изменяется структура металла, поэтому износ остряка по длине происходит неравномерно;
  • при высоких скоростях движения поездов и большой грузонапряженности пространство между остряком и вкладышем и между остряком и накладкой в его корне забивается пылью и мелким песком до такой степени, что затрудняется перевод остряка из одного положения в другое. Для удаления уплотненных засорителей корневое устройство надо разбирать.

Корневое устройство вкладышно-накладочного типа

Рис. 7 – Корневое устройство вкладышно-накладочного типа: 1 – 4-дырная накладка; 2 – распорная втулка; 3 – остряк; 4 – рамный рельс; 5 – упорки; 6 – чугунный или стальной вкладыш; 7 – рельс переводной кривой; 8 – мостик

Обычный стык при гибких остряках (рис. 8) применяется для стрелок типа Р50 в переводах марки 1/18 и типа Р65 марок 1/11 и 1/22. Конструкция его следующая. В корне остряка стык ничем не отличается от обычного стандартного стыка. В корне остряк закреплен неподвижно. Через 1–3 шпальных пролета от корня подошву остряка сострагивают заподлицо с его головкой на протяжении 800–900 мм, делая отводы к полной ширине подошвы по 200–250 мм в каждую сторону. Это делают для того, чтобы уменьшить жесткость остряка в горизонтальной плоскости и позволить ему изгибаться в этом месте при его переводе из одного положения в другое. Поэтому остряки и называют гибкими. Ослабленная часть монтируется на лафете. В последнее время гибкие остряки стали применять и без острожки подошвы в месте их изгиба.

Конструкция корневого устройства с гибкими остряками считается наилучшей. Она проста, удобна в эксплуатации, прочна, устойчива и полностью лишена второго недостатка, присущего корневому устройству вкладышно-накладочного типа.

Стрелки с гибкими остряками применяют также в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Франции, ГДР и ФРГ.

Корневое устройство при гибких остряках

Рис. 8 – Корневое устройство при гибких остряках: 1 – рамный рельс; 2 – упорка; 3 – остряк; 4 - лафет

Переводной механизм

Переводной механизм осуществляет перемещение остряков из одного положения в другое и может иметь ручное или централизованное управление. При этом необходимо обеспечивать плотное прижатие остряков, правильное положение сигнальных фонарей и дисков.

Ручной рычажный переводной механизм, принятый на дорогах РФ (рис. 9), состоит из станины, переводного рычага, противовеса, служащего для облегчения перевода стрелки и плотного прижатия остряка к рамному рельсу, переводной тяги, соединенной с нижним концом переводного рычага, фонарной стойки с фонарем и поводка фонарной тяги, поворачивающего на 90° фонарную стойку при переводе стрелки.

Конструкция переводного механизма

Рис. 9 – Конструкция переводного механизма (станка): 1 – станина; 2 – рычаг переводной; 3 – рычаг противовеса и противовес (баланс); 4 – переводная тяга; 5 – фонарь; 6 – подводка фонарной тяги

На централизованных стрелках, управление которыми осуществляют при помощи гибких тяг (механическая централизация) или электроэнергии (электрическая централизация) с поста централизации, вместо ручного переводного механизма устанавливают специальные механизмы, переводящие остряки из одного положения в другое.

Для движущегося поезда от крестовины к стрелке положение ее является пошерстным, при обратном направлении – противошерстным.

К другим частям стрелки относят стрелочные подушки и башмаки, металлические листы – лафеты, связные полосы, упорные болты или скобы, костыли, шурупы, болты с гайками и другие детали. Подробное описание этих частей можно найти в лекциях «Соединения путей» и «Верхнее строение пути».


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика