Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Основная площадка земляного полотна

Основная площадка земляного полотна

Страница 3 из 11

Спланированная поверхность, являющаяся основанием для верхнего строения пути, называется основной площадкой земляного полотна (рис. 1). С обеих сторон от балластной призмы (2) на основной площадке оставляют обочины (1) шириной от 0,4 до 1,0 м; они необходимы для увеличения устойчивости земляного полотна, задержания осыпающегося балласта, на них устанавливают путевые и сигнальные знаки, размещают материалы, инструменты, механизмы и съемные транспортные средства, по ним рабочие проходят к месту работы и обратно и находятся при пропуске поездов.

Ширина основной площадки земляного полотна в прямых участках пути эксплуатируемых железных дорог должна быть не менее 5,5 м на однопутных и 9,6 м на двухпутных линиях, а при скальных и дренирующих грунтах — не менее 5 м на однопутных и 9,1 м на двухпутных линиях. На вновь строящихся двухпутных линиях ширина основной площадки земляного полотна из глинистых и недренирующих мелких и пылеватых песков должна быть 11,1 м, при скальных крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтах — 10,1 м. В тех же условиях ширина земляного полотна однопутных линий в зависимости от их категорийности должна быть от 5 до 7 м.

В кривых участках пути в связи с возвышением наружной рельсовой нити над внутренней земляное полотно с наружной стороны кривой уширяют в пределах от 10 см при радиусах 4000—3000 м до 50 см при радиусах 600 м и менее. На двухпутных и многопутных линиях ширину земляного полотна в кривых увеличивают еще на величину габаритных уширений междупутий. У больших мостов ширину земляного полотна увеличивают на 0,5 м с каждой стороны на протяжении 10 м, а на последующих 15 м постепенно сводят до нормальной ширины.

Поперечное очертание основной площадки однопутного земляного полотна — трапеция (рис. 1, а) шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м, a двухпутного — треугольник (рис. 1, б) высотой 0,2 м и основанием, равным полной ширине основной площадки. Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягивающей откосы прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.

Основная площадка земляного полотна

Рис. 1 – Основная площадка земляного полотна и размещение на ней верхнего строения пути: а – однопутная линия; б – двухпутная линия; 1 – обочины; 2 – балластная призма

Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают не только для отвода поверхностной воды, но и из-за необходимости при строительстве транспортировать балластный материал по рельсошпальной решетке, уложенной непосредственно на земляное полотно. Чтобы избежать образования замкнутых корытообразных углублений под шпалами, горизонтальная часть основной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов. При возведении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основную площадку устраивают горизонтальной.

Далее рассмотрим более подробно основную площадку земляного полотна на однопутных и двухпутных линиях, а также обочины.

Основная площадка земляного полотна под один путь (рис. 2) для возможности укладки шпал перед балластировкой устраивается в виде трапеции высотой h0 = 0,15 м с верхним основанием В0 = 2,3 м, что несколько менее длины шпалы (2,75 м). Этим исключается образование замкнутых углублений под шпалами при вдавливании их в грунт основной площадки под тяжестью балластных составов. Скопление воды в таких углублениях привело бы к образованию балластных корыт. В скальных и дренирующих грунтах основная площадка делается горизонтальной.

Основная площадка земляного полотна под один путь

Рис. 2 – Основная площадка земляного полотна под один путь

Ширина основной площадки зависит от ширины балластной призмы по низу, радиуса кривой и необходимой ширины обочин. Согласно (рис. 2) ширина основной площадки земляного полотна однопутной линии B1 может быть определена по формуле

B1 = b1+2d = B0 + 2n0h0, (1)

где d — ширина обочины;

n­0 — показатель уклона обочины.

Очертание основной площадки земляного полотна двухпутных линий делается в виде треугольника высотой 0,2 м (рис. 3) для обеспечения стока воды, проникающей через балластный слой при выпадении дождей и таянии снега.

Ширина основной площадки земляного полотна для дорог с двумя путями и более на прямых, в том числе и на станциях, определяется по формуле

180414_f1

где Ei — расстояние между осями путей;

n — порядковый номер междупутного расстояния;

В1 – определяется по выражению (1).

На кривых участках пути двухпутных и многопутных линий ширина основной площадки земляного полотна дополнительно увеличивается.

Основная площадка земляного полотна двухпутных линий

Рис. 3 – Основная площадка земляного полотна двухпутных линий

На станциях основная площадка и верхняя поверхность балластного слоя устраиваются при хорошо дренирующих грунтах горизонтальными, а в остальных случаях односкатными, двускатными или многоскатными (пилообразными) с поперечными уклонами 1—2% (рис. 4). При этом крайние скаты должны иметь уклон наружу (к полю, канавам), а остальные (при пилообразном профиле) — к продольному водоотводу. Число путей на одном скате станционной площадки при суглинках и глинах в зависимости от рода балласта и количества выпадающих осадков может быть от 2 до 8; при дренирующих грунтах допускается больше.

Основная площадка земляного полотна на станции

Рис. 4 – Основная площадка земляного полотна на станции

Для сокращения общего объема строительных земляных работ или по условиям эксплуатации отдельные пути и парки могут располагаться в разных уровнях (рис. 5, а) на общем или раздельном земляном полотне. Если разница в отметках бровок смежных путей превышает толщину балластного слоя, то в зависимости от размеров междупутья на нем располагают канаву или лоток (рис. 5, б). По условиям обеспечения безопасности работников станции расстояние от оси пути до оси лотка должно быть не менее 2,7 м.

В местах, подверженных снежным заносам, отдельные парки и пути лучше располагать в одном уровне, а горловины парков и станции в целом по возможности на насыпи.

Расположение путей в разных уровнях

Рис. 5 – Расположение путей в разных уровнях

У пакгаузов, высоких погрузочно-разгрузочных платформ с железобетонными подпорными стенами и у низких погрузочно-выгрузочных площадок земляному полотну и верху балласта придается поперечный уклон в сторону от сооружений.

Грузовые дворы, контейнерные площадки, пункты льдоснабжения могут располагаться на двускатном или пилообразном профиле с укладкой в пониженных местах крытых железобетонных прямоугольных лотков, рассчитанных на пропуск по ним автотранспорта.

На складах топлива участки, предназначенные под штабеля угля, устраиваются горизонтальными, земляное полотно планируется с по перечным уклоном от штабелей; при этом обязательна укладка продольного междупутного лотка.

Крутизна откосов земляного полотна устанавливается из условия его устойчивости; она зависит от рода грунта, высоты откоса и характеризуется тангенсом угла наклона образующей откоса к горизонту, то есть

180414_f2

где h — высота откоса;

а — заложение откоса;

n — показатель крутизны откоса.

В практике принято говорить, что откос имеет одиночную крутизну, если n = 1, полуторную крутизну, если n = 1,5 и так далее.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика