Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Изыскания железных дорог. Общие сведения

Изыскания железных дорог. Общие сведения

Страница 1 из 5

Новые железные дороги сооружают, когда необходимо:

  • соединить с существующей сетью районы новых месторождений сырья для промышленности (рудные бассейны, карьеры стройматериалов, нефтеносные районы и т. д.), а также удаленные сельскохозяйственные районы;
  • сократить путь следования грузов и пассажиров (спрямляющие линии);
  • улучшить условия работы линий с большим заполнением пропускной способности (разгружающие линии).

Чтобы увеличить пропускную способность действующих железных дорог, на них сооружают вторые и третьи пути, развивают станции и узлы.

Выполнению этих работ предшествуют экономические и технические изыскания, цель которых выбрать наиболее целесообразное решение.

Экономические изыскания — важнейший элемент проектов сооружения новой линии и развития существующей. От их качества зависят затраты государства на строительство. Экономическими изысканиями определяют:

  • назначение намечаемой к строительству линии и ее взаимодействие с существующими и планируемыми, учитывая работу и конфигурацию сети других видов транспорта и в первую очередь автомобильного, трубопроводного и водного;
  • районы тяготения, предстоящие объемы перевозок местных грузов и пассажиров и транзитные потоки в перспективе (10—15 лет после постройки линии) и в первой очереди (как правило, на пятый год);
  • конкурентоспособные варианты направления линий, отвечающие транспортным потребностям народного хозяйства, и предварительные предложения по этому вопросу.

При экономических изысканиях особенно тщательно изучают перспективы развития промышленности и сельского хозяйства и влияние на него нового железнодорожного строительства. Отдельно проводят экономические изыскания в районе примыкания новых линий к действующей сети, уточняя распределение (корреспонденции) грузо- и пассажиропотоков по направлениям. Результаты изысканий представляют в виде таблиц корреспонденции. Изучая местные и транзитные потоки основных грузов, выявляют их соотношение по направлениям (грузовое, негрузовое), грузонапряженность проектируемой линии; кроме неравномерности потоков по направлениям, учитывают сезонную, месячную и суточную неравномерность работы линии, связанную главным образом с сезонностью производства, потребления и навигацией на водном транспорте. Все это необходимо для выбора категории линии, норм ее проектирования, основных технических параметров, руководящего уклона в грузовом и негрузовом направлениях.

В ходе экономических изысканий рассматривают, существуют ли вблизи проектируемой линии источники электроэнергии или жидкого топлива, и в зависимости от этого рекомендуют род тяги (электрическую или тепловозную). Чтобы установить размеры и условия развития станций и их назначение, определяют объемы предстоящей местной грузовой и пассажирской работы в населенных пунктах, мимо которых предполагается провести линию, и характеризуют основные промышленные предприятия, которые нуждаются в обслуживании.

Коэффициент месячной (сезонной) неравномерности грузовых перевозок определяют по формуле

а = Qmax / Qсут,

где Qmax — среднесуточный грузооборот в месяц максимального движения, т;

Qcyт— среднесуточный годовой грузооборот, т.

Неравномерность грузовых перевозок внутри суток кратковременна и поэтому ее обычно в расчетах грузового движения не учитывают. Существенная часть экономических изысканий — определение внутрисуточной неравномерности пассажирского движения, особенно пригородного, для которого она характерна.

Техническими (инженерными) изысканиями определяют трассу направления (выбранного на основе экономических изысканий), основные элементы проектируемой линии, тип верхнего строения пути, конструкции земляного полотна, искусственных сооружений; выбирают площадки для раздельных пунктов, депо; рассчитывают стоимость строительства. С помощью геодезических инструментов (теодолитов, тахеометров, дальномеров, нивелиров) наземной и аэросъемки трассируют линии, определяют расположение прямых и кривых участков пути, высоту насыпей и глубину выемок, выявляют водоразделы и места намечаемого расположения станций и узловых пунктов, снимают поперечные профили будущей трассы, проектируют предварительный продольный профиль линии. Уклоны, длины элементов и точки перелома профиля подбирают, учитывая очертание поверхности земли и необходимость размещения искусственных сооружений.

Геологическими изысканиями, бурением скважин определяют характер грунтов и уровень залегания грунтовых вод, а также наличие материалов (карьеры), необходимых для сооружения линии — отсыпки земляного полотна и балластного слоя.

Иногда проектируют местные варианты трассы для последующего сравнения строительных и эксплуатационных показателей. Качество их плана и продольного профиля оценивают строительной стоимостью, расходами эксплуатации и натуральными показателями: общей длиной линии, соотношением прямых и кривых участков пути, поворотом линии на всем протяжении и в среднем на 1 км, протяжением площадок и уклонов, суммой преодолеваемых высот и др.

Одна из ответственных задач технических изысканий — размещение раздельных пунктов, обеспечивающее заданную пропускную способность линии и рациональное обслуживание местной работы (погрузки-выгрузки, посадки и высадки пассажиров), учитывая возможность использования для этих целей автомобильного транспорта. Другая часть технических изысканий — выбор мест перехода через крупные реки (в местах сближения берегов рек, неглубокого залегания коренных пород, достаточно спокойного течения воды, не грозящего размывом берегов), выявление водосборных бассейнов и определение отверстий искусственных сооружений, учитывая подмостовые габариты для пропуска речных судов заданных размеров.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика