Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Общие принципы сравнения вариантов

Общие принципы сравнения вариантов

Страница 3 из 5

Проектируя различные сооружения, часто получают несколько возможных решений (вариантов), в одинаковой степени удовлетворяющих требованиям задания. Могут конкурировать друг с другом, например, варианты мостов через крупные реки с разными местами перехода рек; трассы линии (одна – короткая с большим объемом работ, другая – длинная с меньшими земляными работами); места расположения в узле какой-либо станции и другие. Выбрать то или иное, но лучшее (оптимальное) решение можно сравнением вариантов по строительным затратам и эксплуатационным расходам, а также по ряду признаков, характеризующих качество данного сооружения, которое нельзя оценить в стоимостном выражении, например удобства поездки, обеспечение градостроительных требований, охрана природы, загрязнение воздушного бассейна, занятие ценных сельскохозяйственных земель. Первые показатели называются денежными, а вторые – качественными. Варианты принято сравнивать по тем элементам строительства, которые различаются характером и объемами работ. В качестве показателя выгодности принимают срок окупаемости Т затрат или коэффициент сравнительной эффективности Е:

Т = (К1К2) / (Э2Э1);

Е = 1 / Т = (Э2Э1) / (К1К2),

где К1, К2 – капитальные вложения в постоянные сооружения и подвижной состав в конкурирующих вариантах;

Э1, Э2 – соответственно затраты на эксплуатацию сооружений за определенный период (обычно год).

В эксплуатационные расходы включают заработную плату рабочих и служащих, расходы на топливо и смазочные материалы, пробег вагонов, локомотивов и поездов, простой подвижного состава, текущий ремонт сооружений и устройств, а также амортизационные отчисления (на капитальный ремонт и восстановление). Срок окупаемости и коэффициент сравнительной эффективности более дорогого сооружения сопоставляют с нормативными значениями этих показателей. Если Т менее нормативного или Е более нормативного, то выбирают вариант, требующий больших капиталовложений и меньших эксплуатационных расходов; в противном случае принимают другой вариант с меньшими капитальными вложениями и большими эксплуатационными расходами. Нормативный (то есть допустимый) срок окупаемости в народном хозяйстве Тн = 8 лет и соответственно нормативный коэффициент эффективности Ен = 0,12. Так следует сравнивать два варианта при единовременном (одноэтапном) строительстве, когда эксплуатационные расходы в его процессе не изменяются по годам. Если вариантов несколько (более двух), но строительство также одноэтапно, а эксплуатационные расходы неизменны, то варианты удобнее сравнивать по так называемым годовым приведенным расходам

Пi = Эi + Ен·Кi,

где Эi – годовые эксплуатационные расходы в рассматриваемом варианте;

Кi – капитальные вложения.

Предположим, что неизменные годовые эксплуатационные расходы в первом варианте 25 млн. руб. и во втором 30 млн. руб., а капитальные вложения в постоянные устройства и приобретение подвижного состава соответственно 65 млн. и 50 млн. руб., тогда П1 = 25 + 0,12·65 = 32,8, а П2 = 30 + 0,12·50 = 36,0 млн. руб.

Выбирают первый более экономичный вариант.

Многие транспортные сооружения строят постепенно – этапами. В этом случае затраты на строительство и эксплуатацию оценивают с учетом их отдаления

Вt = 1 / (1 + Енп)t,

где t – период (в годах) от исходного года, к которому приводятся затраты (обычно год окончания строительства первого этапа), до окончания данного этапа;

Енп – норматив для приведения разновременных затрат к исходному году, равный 0,08.

Капитальные вложения какого-либо этапа строительства складываются из затрат к его началу в постоянные устройства Кпу и на приобретение подвижного состава Кп, дополнительных затрат Kгt на подвижной состав и стоимости перевозимых грузов, ежегодно изменяющихся обычно из-за роста грузо- и пассажирооборота в течение данного этапа. Приведенные строительно-эксплуатационные расходы на каждом рассматриваемом этапе развития равны

230514_f1

где tн – период в годах с момента окончания первого этапа (исходный год) до окончания рассматриваемого этапа;

tп – продолжительность этапа;

Э1 – эксплуатационные расходы в первый год данного этапа;

Эгt – ежегодный, начиная со второго года и кончая последним, прирост (по сравнению с Э1) эксплуатационных расходов.

Пример. Строительство осуществляется в два этапа, продолжительность каждого tп = 10 лет; капитальные вложения на первом этапе Кпу + Кп=25 млн. руб., на втором – 40 млн. руб.; ежегодные дополнительные капитальные вложения в подвижной состав и оборотные фонды на первом этапе K′гt = 0,5 млн. руб. и на втором К″ гt = 0,2 млн. руб.; эксплуатационные расходы первого года первого этапа Э′1 = 10 млн, руб., а ежегодный их прирост, начиная со второго года, 0,5 млн. руб.; эксплуатационные расходы первого года второго этапа Э″ 2 = 15 млн. руб., а ежегодный их прирост 0,1 млн. руб.

Решение. Коэффициент приведения капитальных вложений первого этапа Вtн = 1.

Ежегодные дополнительные капитальные вложения и эксплуатационные расходы с учетом коэффициента приведения соответственно (табл. 1) 3,1 млн. и 80,1 млн. руб.

Пэ = 25 + 3,1 + 80,1 = 108,2 млн. руб.

Коэффициент приведения капитальных вложений второго этапа при t = 10 (10 лет до начала этапа)

230514_f2

Ежегодные дополнительные капитальные вложения и эксплуатационные расходы с учетом коэффициента приведения соответственно 0,6 млн. и 47,7 т млн. руб. (см. табл. 1):

Пэ = 40·0,463 + 0,6 + 47,7 = 66,8 млн. руб.

Суммарные приведенные расходы за оба этапа

П = 108,2 + 66,8 = 175,0 млн. руб.

Аналогичные расчеты делают для других вариантов и выбирают наилучший.

Практика показывает, что обычно транспортные объекты проектируют не более чем на три этапа строительства по расчетным размерам грузо- и пассажирооборотов пятого, десятого годов и перспективным.

Таблица 1

230514_t2


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика