Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Контроль за состоянием пути

Контроль за состоянием пути

Страница 5 из 12

Сооружения и устройства путевого хозяйства систематически осматривают работники, непосредственно их обслуживающие, а также начальники дистанций пути и участков, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства. Порядок и сроки осмотров установлены соответствующими инструкциями.

Один раз каждую половину месяца дорожный мастер с бригадирами пути осматривают и проверяют путь, искусственные сооружения и путевые устройства на всем околотке. При неблагоприятных метеорологических условиях и наличии на околотке неустойчивых участков пути производятся дополнительные осмотры.

Дорожный мастер вместе с начальником станции и электромехаником не реже одного раза в месяц осматривает стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях, он же принимает участие в квартальных осмотрах. Подобным же образом регламентированы обязанности и других работников дистанции пути.

Во время паводка, ливней, метелей и в сильные морозы дорожные мастера и бригадиры обязаны дополнительно осматривать путь в опасных местах или устанавливать там дежурства монтеров пути из путевых бригад.

На участках, которым угрожают обвалы, оползни, размывы и другие серьезные деформации земляного полотна, в больших тоннелях и на мостах наблюдения ведут обходчики обвальных мест, мостовые и тоннельные обходчики. Сохранены путевые обходы и на участках, где еще не заменены старые типы верхнего строения пути и наблюдается частый одиночный выход рельсов из строя, а также на других участках, требующих усиленного надзора.

Два раза в год (весной и осенью) сооружения и устройства осматривает комиссия.

По результатам весеннего осмотра начальники дистанций пути разрабатывают годовые планы основных работ для каждого околотка и рабочего отделения, увязанные со сроками оттаивания балласта, началом интенсивных дождей и так далее, а также со сроками снабжения околотков материалами верхнего строения пути. По данным текущих осмотров и проверок пути дорожные мастера вместе с бригадирами составляют полумесячные графики работы каждой бригады, в которых предусматривают неотложные и плановые работы профилактического характера на каждом километре главного пути и каждом станционном пути. В них же отмечают фактически выполненные работы.

На линиях со скоростным движением пассажирских поездов действуют особые, более жесткие нормы содержания пути и требования к путевым работам. Места этих работ ограждают сигналами в соответствии с требованиями ПТЭ и Инструкции по сигнализации, при этом расстояния от места работ до ограждающих сигналов должны соответствовать увеличенному тормозному пути скоростного поезда. Не менее чем за 10 минут до его прохода работы должны быть прекращены, путь приведен в исправное состояние, материалы и инструмент убраны с пути и не позднее чем за 5 минут монтеры пути должны отойти в сторону от пути на расстояние не менее 5 м. На соседнем пути работы прекращают не менее чем за 5 минут до прохода скоростного поезда и рабочие также отходят от него на безопасное расстояние. Руководители работ должны обязательно иметь при себе часы и расписание движения поездов на обслуживаемом участке. Путевые бригады снабжают переносными полевыми телефонами и электромегафонами.

Работы на станционных путях, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, выполняют только при согласии дежурного по станции и с предварительной записью руководителя работ о необходимости их выполнения в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. Такой же порядок установлен для работы на станционных путях съемных дрезин, шпалоподбивочных машин, путевых вагончиков и путевых тележек. Порядок и время работ, требующих закрытия станционных путей и стрелочных переводов, руководитель работ накануне согласовывает с начальником станции. Если при смене рамных рельсов, остряков, замене рельсов и других работах на стрелочных переводах как централизованных, так и оборудованных ключевой зависимостью, а также на изолированных участках нарушается действие устройств СЦБ, то при выполнении работ обязан присутствовать электромеханик, который включает и выключает устройства и оформляет это установленным порядком.

Методы проверки и оценки состояния пути

Состояние верхнего строения пути проверяют универсальными путевыми шаблонами, путеизмерительными (рис. 2) и дефектоскопными (рис. 3) тележками, график работы которых утверждает начальник дистанции пути, и путеизмерительными и дефектоскопными вагонами, используемыми в масштабе дороги. Путевые шаблоны бывают рабочие, которыми пользуются при перешивке колеи, и контрольные (рис. 1).

Контрольный шаблон для проверки колеи по ширине и по уровню

Рис. 1 – Контрольный шаблон для проверки колеи по ширине и по уровню

Путеизмерительные тележки позволяют контролировать ширину колеи и уровень рельсов при ненагруженном состоянии. Более полные данные о состоянии рельсового пути и изменениях его под нагрузкой при движении поездов с установленными скоростями дают вагоны-путеизмерители. Путеизмерительные вагоны обеспечивают измерения и регистрацию на ленте геометрических параметров рельсовой колеи, которые влияют на плавность и безопасность движения.

Путеизмерительная тележка конструкции Матвеенко

Рис. 2 – Путеизмерительная тележка конструкции Матвеенко

Дефектоскопная тележка МРД-52

Рис. 3 – Дефектоскопная тележка МРД-52

На бумажной ленте путеизмерительного вагона фиксируются взаимное положение рельсовых нитей по уровню, ширине колеи, горизонтальные и вертикальные толчки, расположение рельсовых нитей в горизонтальной плоскости. Путеизмерительным вагоном системы ЦНИИ проверяют путь при следовании по перегону со скоростью до 100 км/ч.

На наших дорогах установлены 4 качественные оценки состояния пути: отличная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Отличная, хорошая или удовлетворительная оценка может быть дана, если:

  • путь полностью исправен, что определяется натурным осмотром и оценивается натурными показателями;
  • число штрафных баллов, начисляемых за отклонение от установленных норм по показаниям путеизмерительного вагона, не превышает установленных значений (табл. 1).

Таблица 1 – Качественные оценки состояния пути

Качественная оценка пути Сумма баллов за все отступления на 1 км
для пути с непросроченным капитальным ремонтом для пути с просроченным капитальным ремонтом, переложенными рельсами, а также с рельсами Р43 и легче
Отлично 0 – 40 0 – 60
Хорошо 41 – 100 61 – 120
Удовлетворительно 101 – 500 121 – 500
Неудовлетворительно > 500 > 500

Примечание к таблице. Километр считается также неудовлетворительным при наличии хотя бы одного отступления V степени, а на участках движения пассажирских поездов со скоростями 121 км/ч и более, грузовых 81 км/ч и более – также и отступления IV степени (кроме сужения колеи и отступлении в плане длиной от 20 до 40 мм).

Все неисправности пути классифицируются пятью степенями. Отклонения в пределах установленных допусков являются неисправностью I степени. Наибольшие и недопустимые отклонения относятся к V степени. Неисправности оценивают по системе возрастающих баллов. Каждая неисправность в зависимости от ее величины получает определенный балл.

Состояние рельсовой колеи в пределах рабочего отделения, околотка, участка, дистанции пути, направления или дороги оценивается средневзвешенным баллом, который получается делением общей суммы баллов по всем установленным отступлениям на число проверенных километров данного участка.

Для своевременного обнаружения дефектов в рельсах, лежащих в пути, используются электромагнитные и ультразвуковые дефектоскопы съемные – смонтированные на тележках и перемещаемые вручную (рис. 4), и дефектоскопные вагоны. Принцип действия электромагнитных дефектоскопов основан на намагничивании рельсов постоянным магнитным полем и фиксации возникающих у дефектов местных возмущений магнитного поля (полей дефектов) с помощью расположенных над рельсом искательных устройств. При наезде на дефектное место аппарат дает звуковой сигнал и отклоняется стрелка миллиамперметра.

Ультразвуковой съемный рельсовый дефектоскоп

Рис. 4 – Ультразвуковой съемный рельсовый дефектоскоп УЗД-НИИМ-6М: 1 – прибор; 2 – источник питания; 3 – искательная система

Магнитные дефектоскопные вагоны в рабочем состоянии следуют по перегону с отдельным локомотивом со скоростью 70–80 км/ч. Для создания намагниченного поля в них применены сравнительно мощные электромагниты, питаемые постоянным током, а непрерывная регистрация полей дефектов производится с помощью поисковой катушки индукционного типа и магнитоэлектрического осциллографа с записью на негативную фотопленку или на обычную бумагу.

Действие ультразвуковых дефектоскопов основано на прозвучивании рельса импульсами ультразвуковых колебаний. Внутренние трещины в головке, шейке или подошве рельса препятствуют распространению ультразвука и могут быть обнаружены как по исчезновению сигнала, соответствующего ультразвуковому импульсу, отраженному от подошвы рельса, так и по появлению сигналов, соответствующих попаданию в приемное устройство импульсов, отраженных и рассеянных гранями дефекта. Чувствительность устройства обеспечивает выявление внутренних дефектов на ранней стадии их развития.

Ультразвуковой метод используется в съемных рельсовых дефектоскопах УЗД-НИИМ-6М, «Рельс-4», «Рельс-5», «Поиск-2», а также в портативном однониточном контрольном аппарате УРД-63 и приборах для контроля сварных стыков «Рельс-6» и ДУК-66П. Детали стрелочных переводов проверяют дефектоскопом УРДО-3. Для сигнализации о наличии дефекта в ультразвуковых дефектоскопах используются электронно-лучевые трубки или устройства, дающие звуковой сигнал и отклонение стрелки миллиамперметра.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика