Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожный путь и путевое хозяйство Минимаркер Безопасность движения поездов и личная безопасность работников при путевых работах

Безопасность движения поездов и личная безопасность работников при путевых работах

Страница 4 из 12

На железнодорожном транспорте все путевые работы выполняют, как правило, без нарушения графика движения поездов. Для производства больших по объемам работ (ремонты пути) в графике движения поездов предусматриваются «окна».

Все работы на пути выполняются под руководством должностных лиц, на которых возложена и ответственность за обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда работающих. Обычно при текущем содержании пути работы выполняют группы монтеров из 3 человек и более, которые возглавляются старшими монтерами, бригадирами пути, дорожными мастерами. Если работают два монтера пути, то одного из них, достаточно опытного, назначают старшим. Наиболее крупными и сложными работами руководят старшие дорожные мастера, начальники путевых колонн, начальники дистанций пути.

Место работы, при которой нарушается целость и устойчивость пути и сооружений, а также препятствия на пути и около него в пределах габарита приближения строений (путевой вагончик и другие съемные транспортные средства) ограждают переносными сигналами, выдавая в необходимых случаях предупреждения на поезда. Сигналами остановки ограждают работы, при которых:

  • нарушается непрерывность рельсовых нитей (разгонка зазоров, сплошная и одиночная смена рельсов, частей стрелочных переводов, разрядка температурных напряжений в бесстыковом пути);
  • ослабляется устойчивость рельсовых нитей (перешивка пути с расшивкой концов более трех смежных шпал);
  • существенно ослабляется подрельсовое основание (одиночная и сплошная смена мостовых и переводных брусьев, сдвоенных шпал на изолирующих стыках, замена балласта, очистка щебня ниже подошвы шпал, подъемка или передвижка пути на величину более 6 см);
  • загромождается габарит приближения строений (при сколе наледей в тоннелях, устройстве подмостей на мостах и тоннелях, работе путевых машин, части которых выходят в междупутье за пределы габарита подвижного состава).

Сигналами уменьшения скорости ограждают такие работы, при которых непрерывность рельсовых нитей не нарушается, но ослабляется устойчивость колеи (например, исправление пути на пучинах с укладкой пучинных подкладок), подрельсового основания, а также нарушается стабильность пути, но не так значительно, как при работах, ограждаемых сигналами остановки.

Сигнальным знаком «С» (свисток) ограждают все работы на пути, не ограждаемые сигналами остановки или уменьшения скорости (рис. 1). На смежном пути с тем, на котором находится место работы, независимо от того, какими сигналами оно ограждено, также устанавливают сигнальный знак «С». Если же на пути работают машины, выходящие за пределы габарита, соседний путь ограждают сигналами остановки. При подходе поезда, отдельно следующего локомотива или дрезины к сигнальному знаку «С» машинист подает свисток для оповещения работающих на пути. О работах, которые ограждаются сигналами остановки или уменьшения скорости, поездам выдают письменные предупреждения.

Некоторые схемы ограждения препятствий и мест производства работ

Рис. 1 – Некоторые схемы ограждения препятствий и мест производства работ (остальные схемы ограждений и описания к ним смотрите в Инструкции по сигнализации)

Проходить к месту работы на перегоне и возвращаться обратно разрешается только по обочине земляного полотна или в стороне от пути. В горной или лесной местности, в глубоких выемках, вблизи строений, в темное время, в туман, метель, когда видимость ниже требуемой, выделяют дополнительных сигналистов с сигналами остановки, которые, следуя впереди и сзади группы на расстоянии зрительной связи, должны видеть приближающийся поезд на расстоянии не менее 500 м от идущих людей. На двухпутной линии идти следует по пути навстречу правильному направлению движения поездов. По сигналу о приближении поезда по тому или другому пути рабочие должны отойти в сторону от рельсовой колеи и пропустить его, находясь на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса.

На станциях надо ходить по междупутьям или обочинам земляного полотна, внимательно следя за движением локомотивов и поездов по смежным путям. Переходить через пути нужно под прямым углом, обязательно убедившись в том, что на них нет приближающегося подвижного состава. Нельзя наступать на рельсы, становиться ногой в желоб между рамным рельсом и отведенным остряком, а также в желоба на крестовине. Обходить стоящие на пути вагоны следует на расстоянии не менее 5 м от крайнего из них. Перебегать путь перед приближающимся поездом или локомотивом запрещается.

В условиях плохой видимости, а также при работах с электрическими или пневматическими инструментами и механизмами, на мостах и в тоннелях, при очистке путей от снега, кроме ограждения сигналами, устанавливают переносную автоматическую звуковую сигнализацию, предупреждающую о приближении поезда. Если автоматической звуковой сигнализации нет, то для предупреждения работающих о приближении поезда надо поставить сигналиста со звуковым сигналом так, чтобы он видел этот поезд на расстоянии не менее 500 м от места работы. Услышав сигнал, работающие должны сойти с пути на обочину, когда поезд находится от них на расстоянии не менее 400 м, и во время прохода его находиться не ближе чем за 2 м от крайнего рельса. То же надо делать и при проходе поезда по соседнему пути.

Монтеры пути каждый раз перед тем, как выполнять ту или иную работу, должны быть проинструктированы – как вести себя, чтобы избежать несчастных случаев. Например, при сдвижке или надвижке рельсовой плети нельзя находиться с той стороны, куда она перемещается. Можно получить ушибы, если пользоваться неисправным гаечным ключом. Еще более опасно сбивать гайки с болтов ударами молотка. Нельзя проверять пальцем, совпадают болтовые отверстия в накладках и шейке рельса или нет, и так далее.

Очищают пути от снега и убирают его часто во время метелей, буранов и в других неблагоприятных метеорологических условиях, когда видимость очень плохая. Между тем к этим работам иногда приходится привлекать большое количество людей, в том числе совершенно не знакомых с особенностями работы на путях. Это накладывает на руководителей работ большую ответственность. Важно предварительно разъяснить в самой доходчивой форме всем работающим, как они должны себя вести, находясь на путях, и контролировать их действия во время работы. При очистке путей от снега на однопутных участках и станционных путях выделяют на каждую группу в составе не более 15 человек, на двухпутных участках – не более 20, а при очистке стрелочных переводов – не более 6 человек отдельного руководителя – бригадира или наиболее опытных монтеров пути, специально обученных и испытанных в знании ими правил техники безопасности. Для каждой группы из 10 человек и более, а в условиях плохой видимости и меньшей, выделяют сигналиста, который следит за движением поездов и маневровой работой и предупреждает сигнальным рожком о приближении подвижного состава.

Там, где образовались снежные траншеи или высокие снежные валы, следует устраивать ниши на расстоянии 20–25 м одна от другой в шахматном порядке по обеим сторонам пути. В этих нишах укрываются работающие, пропуская движущийся состав. Очищать снег с подгорочных путей и стрелочных переводов можно лишь тогда, когда на них не подают вагоны.

К месту работы, расположенному на расстоянии более 3 км от хозяйственных единиц, и обратно всех работающих доставляют средствами передвижения – пригородными и местными пассажирскими поездами и автотранспортом. Посадка и высадка людей на двухпутных и многопутных участках должны быть организованными и только с полевой стороны в местах, установленных начальником станции по согласованию с руководителем соответствующего производственного подразделения. Время стоянки поезда для посадки или высадки не должно быть менее 2–3 мин. Автомобили оборудуют тентами, сиденьями, освещением внутри кузова, лестницей для посадки и высадки.

Дрезины съемного типа можно использовать лишь в светлое время и только при хорошей видимости. Число лиц, сопровождающих дрезину, должно быть достаточным для немедленной уборки ее с пути при приближении поезда (не менее 4 человек – дрезина ТД-5 и 2 человека – дрезина ИД или СМ-4). Старший работник, сопровождающий дрезину, не имеет права передвигаться с ней в пределах станции без ведома дежурного по станции, дежурного стрелочного поста, сигналиста и выезжать на перегон, не получив от дежурного по станции письменной справки о фактическом движении поездов в течение ближайшего часа. Дрезину своевременно снимают с пути перед проходом поезда, а если он скоростной, и надежно закрепляют, не менее чем за 15 минут до его прохода. Останавливаться с дрезиной в тоннеле или на мосту не разрешается. Обнаружив препятствия для движения, необходимо продвинуть дрезину за пределы тоннеля или моста, снять с пути и установить за пределами габарита приближения строений. Если этого сделать нельзя, нужно немедленно оградить дрезину сигналами остановки как препятствие для движения поездов.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика