Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожные станции и узлы (ЖДСУ) Минимаркер Содержание проектов. Стадии проектирования железнодорожных станций и узлов

Содержание проектов. Стадии проектирования железнодорожных станций и узлов

Страница 1 из 3

При проектировании железнодорожных станций и узлов решаются задачи по разработке комплексного проекта строительства новой станции или реконструкции существующих станций и узлов. Проект состоит из следующих элементов:

  • путевого развития;
  • локомотивного хозяйства;
  • вагонного хозяйства;
  • грузового хозяйства;
  • пассажирского хозяйства;
  • устройств СЦБ;
  • хозяйства электроснабжения;
  • хозяйства водоснабжения и др.

В проекте находят отражение организация движения на прилегающих направлениях, экипировка и ремонт локомотивов, техническое обслуживание вагонов, погрузочно-выгрузочные работы, охрана труда.

Новые и реконструируемые железнодорожные станции и узлы проектируют в соответствии с потребной пропускной и перерабатывающей способностью на расчетные сроки с учетом перспективы их развития. При этом учитывают техническую оснащенность линии, а также рельеф местности, плотность застройки на станции и вокруг нее, взаимосвязь с другими видами транспорта.

Для принятия наиболее экономичного решения разрабатывают несколько вариантов строительства (переустройства) станции или узла с учетом минимальных эксплуатационных затрат, соблюдения норм и правил строительства, охраны окружающей среды. При этом каждый вариант должен соответствовать прогрессивной технологии работы железнодорожной станции или узла.

Проектирование железнодорожных станций и узлов, как и всякое проектирование, имеет следующие стадии:

  1. Генеральные схемы строительства (реконструкции) станции или узла.
  2. Проект строительства (реконструкции) станции или узла.
  3. Рабочая документация на строительство (реконструкцию) станции или узла.

Каждая из указанных стадий проектирования содержит основные части проекта:

  • пояснительную записку с расчетными данными, описанием и обоснованием принимаемых решений;
  • чертежи, характеризующие принимаемые решения.

В генеральных схемах приводятся общие решения в масштабах (1:5000, 1:10000, 1:25000) чертежей схем станции или узла с нанесением взаимного размещения железнодорожных устройств и прилегающей застройки. В составе проектов строительства (реконструкции) станции или узла разрабатывается в более подробном масштабе (1:500, 1:1000, 1:2000) план станции или узла, а также отдельных ее элементов и сооружений. В рабочей документации, кроме масштабных чертежей общих устройств и хозяйств, разрабатываются в более крупном масштабе деталировочные чертежи отдельных элементов каждого устройства.

Проектирование железнодорожных станций и узлов производится на основании выдаваемых заданий в следующем порядке:

  • определяются исходные данные для проектирования;
  • разрабатываются немасштабные схемы нескольких вариантов строительства новых или реконструируемых железнодорожных станций или узлов, после сравнения и установления явных преимуществ каждого из вариантов выбираются для дальнейшего подробного проектирования два-три варианта с целью детального их сравнения;
  • производится по каждому из оставленных для сравнения вариантов расчет мощности основных технических устройств, количество путей в каждом парке, погрузочно-выгрузочные фронты, устройства локомотивного хозяйства, путепроводные развязки, устройства энергоснабжения и электрификации и др.;
  • разрабатываются масштабные планы станции или узла с нанесением устройств рассчитанных мощностей и их взаимного размещения в увязке с максимально возможным применением типовых схем станций и узлов;
  • подсчитываются объемы работ по каждому виду устройств;
  • определяются капитальные вложения и эксплуатационные расходы по каждому из сравниваемых вариантов и производится выбор оптимального путем технико-экономических расчетов по приведенным затратам или сроку окупаемости;
  • по принятому варианту строительства или реконструкции станции или узла разрабатывается проектная документация по каждому виду хозяйств;
  • после проверки экспертизой правильности принятых проектировщиками решений и сметной стоимости проект утверждается;
  • утверждение проекта является основанием для разработки рабочей документации и включения объекта в план строительства.

Разработка проектно-сметной документации по проектированию станций и узлов производится специализированными проектно-изыскательскими институтами, которые отвечают за своевременность и качество разработки проекта.

В качестве заказчика по проектированию станций и узлов выступают подразделения ОАО РЖД, а также другие министерства и ведомства при проектировании объектов промышленного железнодорожного транспорта.

Заказчик разрабатывает, утверждает и выдает задание на проектирование с основными требованиями и исходными данными, рассматривает и утверждает разработанную проектными организациями проектно-сметную документацию, финансирует разработку проекта и строительство объекта.

Проектирование новых и реконструкцию существующих станций и узлов ведут в две стадии: проект и рабочая документация. Для объектов, строительство которых предполагается осуществлять по типовым проектам, а также для несложных объектов обе стадии совмещаются в одну – технорабочий проект.

В состав проекта развития узла (станции) входят:

  • чертежи схемы узла в масштабе 1:10000 или 1:5000, проектируемые планы станций в масштабе 1:2000, планы развязок подходов в масштабе 1:2000 или 1:5000, а также продольные профили главных путей;
  • чертежи сооружений и устройств, которые необходимы для обоснования проектных решений и определения сметной стоимости;
  • пояснительная записка, включающая: характеристику имеющихся устройств узла (станции) и их недостатков, экономические данные, расчеты размеров работы и необходимой мощности устройств, краткое изложение проектных решений, технико-экономические показатели проекта;
  • проект организации строительства и смету.

Строительство ведут по рабочей документации, которую составляют на основе утвержденного проекта для всего комплекса проектируемых устройств с привязкой типовых проектов к местным условиям. При рабочем проектировании составляются ведомости объемов строительных и монтажных работ и сметы по отдельным объектам и видам работ.

Проекты сооружения новых и развития существующих станций составляют и осуществляют комплексно по всем видам железнодорожного хозяйства.

Проекты железнодорожных станций и узлов и отдельных сооружений должны предусматривать широкую индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства.

И так, подведем итоги лекции: при проектировании раздельных пунктов руководствуются строительными нормами и правилами (СНиП и СТН), а также инструкциями по проектированию станций и узлов. Раздельные пункты проектируются по категориям. Линии делятся на 5-ть категорий, а также на высоконапряженные линии.

Проектирование раздельных пунктов ведется в три стадии:

  • 1 стадия – технико-экономическое обоснование (ТЭО):
  • 2 стадия – технический проект;
  • 3 стадия – рабочая документация.

На 1 стадии выполняются чертежи в масштабе 1:5000, 1:10000 и 1:25000, принимаются основные решения, затраты считаются по укрупненным показателям. На 2 стадии чертежи выполняются в масштабе 1:1000 и 1:2000, рассчитываются основные узлы и определяются затраты непосредственно по вводимым сооружениям. На 3 стадии чертежи выполняются в масштабе 1:500 и 1:1000 и составляется смета на все расходы.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика