Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожные станции и узлы (ЖДСУ) Минимаркер Основные исторические сведения о развитии железнодорожных станций и узлов

Основные исторические сведения о развитии железнодорожных станций и узлов

Страница 2 из 3

Железнодорожный транспорт нашей страны имеет богатый исторический опыт строительства, развития, реконструкции и эксплуатации станций и узлов.

При сооружении в 1837 году однопутной железной дороги Петербург – Царское село появились первые пять станций, а в 1851 году по окончании строительства крупнейшей железной дороги Петербург – Москва протяженностью 651 км было построено еще 34 станции. Первые крупные станции Петербург и Москва были построены с небольшим числом путей для обслуживания только пассажирского движения, но для дальнейшего их развития с учетом возможности грузовых перевозок бронировалась значительная территория, что было использовано в последующем, даже в послереволюционный период.

После сооружения магистрали Петербург – Москва была построена дорога Петербург – Варшава и начато строительство ряда линий от Москвы к другим городам. Техническое оснащение и путевое развитие станций на этих линиях были слабо развитыми, а железные дороги выполняли небольшие объемы перевозок.

Станции, строившиеся в XIX в., рассчитывались на незначительные размеры движения и соответствовали уровню техники того времени. Промежуточные станции на двухпутных железных дорогах и некоторые обгонные пункты в начале эксплуатации имели тупиковые приемо-отправочные пути, на которые осаживали грузовые поезда для обгона их пассажирскими.

Первые крупные пассажирские станции строили в больших городах тупиковыми, ими заканчивались железнодорожные линии. Полезная длина приемо-отправочных и разъездных путей на разных дорогах была различной – от 220 до 320 м, а в начале XX в. она составляла 480-640 м.

Условия развития, наличие частных железнодорожных компаний вызывали во многих случаях сооружение в одном узле нескольких собственных станций разных дорог. Тем не менее, это положило начало развития узлов и сооружения первых горочных сортировочных станций. Среди них были Ртищево (1899 г.) и Кочетовка (1901 г.). Несколько позже (в 1908-1910 гг.) были построены горочные сортировочные станции в Московском (Лосиноостровская, Люблино, Ховрино, Перово), Петербургском и других узлах. Станция Люблино была первой станцией, построенной по классической схеме с тремя последовательно расположенными парками в обеих системах. Всего к 1917 г. на сети железных дорог имелось десять горочных сортировочных станций.

Недостатки железнодорожного транспорта царской России ярко проявились в годы первой мировой войны и привели к большим затруднениям в осуществлении перевозок. В эти годы выполнялся ряд срочных работ по усилению пропускной способности некоторых дорог и узлов, однако, эти работы не дали необходимого эффекта.

Основная задача в области транспорта в первые годы Советской власти заключалась в восстановлении устройств, разрушенных во время интервенции и гражданской войны. За это время было полностью или частично повреждено 74 тыс. км железных дорог, 3351 мост, уничтожено более 122 тыс. вагонов. В конце 1919 г. в рабочем парке осталось лишь 4 тыс. локомотивов (в 1918 г. было 21 тыс.).

Начиная с 1925-1927 гг. в связи с ростом объема перевозок выполнялось развитие ряда узлов, в том числе Московского (сооружена станция Москва-Техническая-Курская, переустроена Москва-Белорусская), Харьковского, Ростовского (сооружены северные развязки и сортировочная станция Батайск), Нижегородского (в связи с сооружением линии Нижний Новгород – Котельнич) и др. В западной части сети получили развитие узлы Орша, Минск, Полоцк, Гомель и др. В эти же годы была начата электрификация пригородного движения крупных узлов: открыто движение электропоездов на участке Баку – Сабунчи (1926 г.) и на б. Северной дороге на участке от Москвы до Мытищ (1929 г.).

В 1930-1934 гг. осуществлено развитие сортировочных станций в Донбассе, вызванное увеличением перевозок угля (переустроены станции Нижнеднепровск-Узел и Ясиноватая), сооружена станция Верховцево. В этот же период в связи с большим промышленным и новым железнодорожным строительством на Урале, в Кузбассе и Караганде сооружаются узлы Магнитогорск, Карталы, Новокузнецк, Караганда и др. и реконструируется ряд узлов на Урале и в Западной Сибири (Свердловск, Н. Тагил, Челябинск и Пермь). В Новосибирском узле строится крупная сортировочная станция Инская. За время с 1929 по 1940 г. реконструируются узлы Днепропетровский, Куйбышевский (сооружается станция Безымянка), Ташкентский, Ярославский; развиваются Ленинградский, Тульский, Курский, Брянский, Киевский, Бакинский и др.

С введением более мощных локомотивов (ФД, СО) потребовалось увеличить полезную длину приемо-отправочных путей с 640 до 720 м, а затем на многих грузонапряженных линиях до 850 м.

В 1934 г. механизацией горки на станции Красный Лиман было положено начало крупным работам по реконструкции сортировочных станций с механизацией горок. К 1940 г. было механизировано 39 горок.

До 1941 г. было электрифицировано 1965 км линий с тяжелым профилем и оборудовано автоблокировкой 8472 км железных дорог, построено 13 412 км новых линий, 9100 км вторых путей, а протяженность сети железных дорог СССР достигла 106,1 тыс. км. Строительство новых линий, вторых путей, электрификация железных дорог вызвали соответствующее развитие железнодорожных станций и узлов. Это, прежде всего, коснулось Московского узла, где было электрифицировано пригородное движение на Горьковском, Рязанском и Курском направлениях и уложены дополнительные главные пути. Было также электрифицировано движение на некоторых участках Ленинградского узла.

В период Великой Отечественной войны потребовалось строительство ряда важнейших для страны железнодорожных линий (Печорской, Карталы–Акмолинск, Казань– Ульяновск – Сызрань – Саратов – Иловля и др.). В эти годы в больших размерах увеличилась работа дорог в районах Поволжья, Урала и Западной Сибири. Для обеспечения перевозок потребовалось строительство новых станций и развитие существующих узлов (Челябинского, Новосибирского, Пензенского, Вологодского и др.).

В первые годы послевоенного периода (1946-1953 гг.) выполнены большие восстановительные работы в западных районах страны, где во время войны были разрушены железнодорожные линии протяженностью 65 тыс. км, многие крупные железнодорожные узлы, 4100 станций, 2573 вокзала, 13 тыс. мостов и другие устройства.

В 1946 г. начали выпускать паровозы серии «Э» мощностью до 1500 л.с., что позволило поднять среднюю массу поезда на 7-10 %. С 1947 г. начался перевод железных дорог на электрическую тягу.

Последующие годы после восстановительного периода и до настоящего времени характерны переустройством многих станций и узлов для усиления их пропускной и перерабатывающей способности на грузонапряженных направлениях в связи с резким ростом размеров перевозок народнохозяйственных грузов.

Выполнены значительные работы по развитию ряда узлов (Московского, Свердловского, Горьковского, Челябинского, Барнауло-Алтайского, Красноярского и др.) и по переустройству многих станций, в том числе крупных сортировочных (Горький, Челябинск-Главный, Инская, Октябрьская, Дема, Дарница, Ярославль-Главный и др.). Сооружены новые станции (Алтайская, Знаменка, Орехово-Зуево, Бекасово и др.).

Расширение связей с зарубежными странами привело к созданию многих специальных перегрузочных станций в пунктах стыка колеи 1520 мм с колеей 1435 мм (Чоп, Брест, Унгены, Рени и др.). Получили развитие портовые узлы Ленинград, Ванино, Ильичевск, Находка и др.

Серьезное внимание уделяется развитию пассажирских станций. Построены новые вокзалы в городах Ленинград, Рига, Рязань, Челябинск, Ульяновск, Таллинн, Тында и др.

Построены новые и реконструированы существующие грузовые районы в ряде узлов. Осуществляется развитие грузовых станций. Ведется строительство крупных контейнерных терминалов.

В последние годы значительное внимание уделяется совершенствованию технологических процессов станций, применению передовых методов труда, внедрению новой техники, без чего развитие станций не может обеспечивать полноценную эффективность их работы.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика