Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Железнодорожные станции и узлы (ЖДСУ) Минимаркер Исходные данные для проектирования железнодорожных станций и узлов

Исходные данные для проектирования железнодорожных станций и узлов

Страница 2 из 3

Строительство новых и развитие существующих железнодорожных станций и узлов вызываются рядом причин. Среди них можно выделить три основные, связанные со строительством новых линий, строительством и развитием промышленных предприятий и портов, техническим переоснащением железнодорожных линий. Все эти причины вызывают рост объемов грузовых и пассажирских перевозок, и, следовательно, размеров движения. Поэтому можно сказать, что основными исходными данными для проектирования станций и узлов являются так называемые экономические данные. На основе полученных данных проектные институты производят дальнейшие технико-экономические изыскания и расчеты по определению размеров движения.

Вагонопотоки рассчитываются и представляются в виде таблицы на подходах к станции (узлу) и являются транзитными, проходящими через станцию (узел) без переработки и с переработкой. Местные вагонопотоки, поступающие на примыкающие к узлу железнодорожные пути необщего пользования предприятий и непосредственно на железнодорожные предприятия сортировочной станции, относятся к перерабатываемым вагонопотокам, за исключением маршрутных поступлений на крупные предприятия, если таковые имеются (например, крупные металлургические заводы с маршрутным поступлением руды и отправлением металлургических изделий и т.п.). Отдельно рассчитываются размеры движения пассажирских поездов по роду пассажиропотоков (пригородных, местных и дальних).

Для определения размеров движения на подходах к узлу и местной работы устанавливаются тип магистральных и маневровых локомотивов, род подвижного состава, а также расчетные уклоны на подходах к станции (узлу). Экономические данные разрабатывают на 5-й и 10-й годы эксплуатации, а для крупных станций и узлов и на более отдаленную перспектив – 15-20 лет. Сюда входят данные о размерах местной работы станции (или узла) по погрузке-выгрузке грузов и отправлению пассажиров, а также транзитных пассажирских и грузовых перевозок.

Для установления размеров местной работы систематизируют отчетные данные по грузовым и пассажирским перевозкам за предыдущие годы, производят обследование и сбор экономических данных о районе тяготения станции или узла (численность населения, естественные ресурсы, промышленные предприятия, лесное и сельское хозяйство, размещение складов, баз и др.). При определении роста объемов работы станции (узла) учитываются планы перспективного развития отдельных отраслей народного хозяйства и крупных предприятий данного района, а также намечаемый рост численности населения.

Пользуясь данными об ожидаемых размерах местной работы, рационально распределяют перевозки между железными дорогами и другими видами транспорта с учетом транспортных издержек и определяют на расчетные сроки местный грузооборот по прибытию и отправлению в тысячах тонн в год. По видам транспорта также распределяют число отправляемых в год пассажиров: пригородных, дальних и местных. При расчете транзитных перевозок исходят из плановых данных и межрайонных транспортных связей в стране по пассажирскому и грузовому движению и перспективной роли станции в системе этих связей. Размеры транзитных грузовых перевозок определяют в тысячах тонн в год, размеры транзитных пассажирских перевозок – парах пассажирских поездов.

По результатам технико-экономических изысканий, размерам движения на расчетный срок эксплуатации, технико-экономическими сравнениями определяется оптимальный вариант строительства или реконструкции раздельных пунктов. При этом учитывается неравномерность перевозок, связанная с закрытием навигации на водных путях, сезонностью перевозок сельскохозяйственных грузов и др.

Показателем неравномерности перевозок а считают отношение наибольшего месячного грузового потока к среднемесячному (в ориентировочных расчетах значение а принимается равным 1,15 -1,2). Количество вагонов в среднем за сутки месяца наибольшей работы

В = 1000Га/(365qн),

где Г – годовой грузопоток, тыс. т;

а – коэффициент неравномерности грузовых перевозок;

qн – средневзвешенная нагрузка вагона (нетто), т.

Число вагонов определяется по направлениям подходов отдельно для транзитного и местного грузовых потоков. Зная расчетную массу поездов, средневзвешенную нагрузку вагона брутто и введя коэффициент использования расчетной весовой нормы, определяют количество вагонов в составе, а затем, исходя из числа прибывающих и отправляемых вагонов по направлениям, находят размеры грузового движения на подходах к станции (узлу). В расчетах вагонооборота и числа грузовых поездов учитывают также следование порожних вагонов.

Параллельно с технико-экономическими изысканиями производят технические изыскания по топографической съемке площадки строительства, масштабной съемке плана существующей станции с прилегающей территорией, инженерно-геологическое обследование. Материалы топографического и инженерно-геологического обследования позволяют оценить рельеф местности, грунт, литологическое строение существующих насыпей, наличие и характер грунтовых вод, водоразделы, возможность использования местного грунта для насыпей и т. д.

Обследование путевого развития и технического оснащения существующей станции позволяет установить степень пригодности их использования при реконструкции, физический и моральный износ используемых сооружений и т.д. Перед разработкой проекта развития станции или узла необходимо собрать также материалы по планировке города, размещению промышленных предприятий, а также основные данные по другим видам транспорта.

Натурное обследование местности или существующей станции, тщательное ознакомление с технологией ее работы позволяет выявить «узкие» места и определить пути их ликвидации. Поэтому, приступая к составлению проекта переустройства станции или узла, проектировщик должен выяснить трудности и недостатки в работе существующих устройств, проверить возможность выполнения возрастающего объема работы путем реализации организационно-технических мероприятий, изучить местные условия развития станции в плане и профиле, ознакомиться с имеющимися проектами прошлых лет. При переустройстве станций надо стремиться наиболее полно и рационально использовать имеющиеся сооружения и вести строительные работы в такой последовательности, которая не нарушала бы эксплуатационную работу. Как правило, процесс переустройства станции при производстве сложных работ (возведение участков земляного полотна, строительство новых искусственных сооружений и др.) существенно влияет на пропускную и перерабатывающую способность, так как вызывает необходимость закрытия движения поездов, предоставления «окон» для выполнения строительно-монтажных работ. Поэтому переустройство станции необходимо начинать тогда, когда еще имеется определенный резерв пропускной и перерабатывающей способности, а заканчивать переустройство следует не позже исчерпания наличной перерабатывающей способности станции.

Обычно развитие станций и узлов осуществляют постепенно в две или несколько очередей соответственно росту размеров работы. При этом для различных элементов станции (узла) принимают разные сроки для расчета мощности устройств. При решении этих задач, несмотря на индивидуальность проектирования каждой станции (узла), обусловленных их функциональным назначением, экономико-географическими условиями и местными особенностями, необходимо обеспечивать ряд общих требований.

К ним относятся:

  • максимальное использование действующих устройств и сооружений;
  • экономичность строительства и эксплуатации;
  • обеспечение наилучшего обслуживания пассажиров, а также необходимой пропускной и перерабатывающей способности, безопасности движения, обороноспособности и условий планировки городов.

© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика