Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Вагоны Минимаркер Крытые грузовые вагоны

Крытые грузовые вагоны

Страница 3 из 9

Четырехосный грузовой крытый вагон (рис. 1), сконструированный Алтайским вагоностроительным заводом, имеет грузоподъемность 64 т и емкость кузова 120 м3. Внутренняя длина кузова 13 800 мм, внутренняя ширина 2760 мм, тара вагона 21,8 т.

Крытый четырехосный вагон грузоподъемностью 64 т

Рис. 1 – Крытый четырехосный вагон грузоподъемностью 64 т

Каркас кузова такого вагона (рис. 2) металлический, сварной, раскосно-стоечной конструкции. Он состоит из рамы, двух продольных боковых и двух торцовых ферм и крыши. Вертикальные стойки укреплены раскосами, которые воспринимают вертикальные и продольные усилия. Ферма каркаса, связанная верхним и нижним поясами (обвязки), воспринимая часть вертикальной нагрузки, частично разгружает раму вагона.

Каркас кузова вагона

Рис. 2 – Каркас кузова вагона

Рама крытого четырехосного вагона с кузовом емкостью 120 м3 (рис.3) состоит из хребтовой балки (1), двух боковых продольных балок (4), являющихся нижним поясом боковой обрешетки кузова, а также двух концевых балок (2), двух шкворневых (3), четырех или пяти поперечных балок (5) и (6), четырех диагональных (7) (раскосов), продольных (8) балок для поддержания досок пола и балки (9) для крепления тормозного цилиндра. Все основные элементы рамы, за исключением раскосов, выполнены из низколегированной стали марки 09Г2Д.

Рама четырехосного крытого вагона

Рис. 3 – Рама четырехосного крытого вагона

Крытый вагон, как и другие современные вагоны, выпускается без буферов. Для увеличения полезной длины у него уменьшен вылет автосцепки (3) (рис. 4) за концевую балку (2) рамы. Хребтовая балка (1) собрана из двух сваренных между собой прокатных профилей Z-образного сечения размером 310x9x183x10,5x130x16 мм.

Консольная часть рамы крытого вагона

Рис. 4 – Консольная часть рамы крытого вагона

По концам хребтовой балки приклепаны розетки (12) (см. рис. 3), объединенные с передними упорами в одну отливку, и задние упоры (11), выполненные также в виде одной отливки. В местах установки поглощающих аппаратов автосцепки на вертикальные стенки хребтовой балки приклепаны сменные накладки, которые предохраняют стенки хребтовой балки от истирания; изношенные накладки могут быть легко заменены.

Хребтовая и продольные швеллеры сечением 200x100x8 мм балки (4) рамы по концам скреплены концевыми балками (2), которые в местах сопряжения их с хребтовой балкой имеют изогнутую форму, обеспечивающую утопление розетки (12) на 180 мм, в результате чего сокращается вылет автосцепки без изменения конструкций корпуса автосцепки, розетки, переднего и заднего упоров. Каждая концевая балка состоит из вертикального, верхнего и нижнего горизонтальных листов, выполненных из стали толщиной 6 мм. Концевые балки усилены вертикальными ребрами.

Шкворневая балка (3) коробчатого сечения имеет вертикальные листы толщиной 6 мм, а горизонтальные – верхний толщиной 18 мм и нижний 10 мм. В местах пересечения шкворневой балки с хребтовой приклепаны стальные литые надпятниковые отливки, связывающие вертикальные стенки хребтовой балки, а также усиливающие надпятниковый узел рамы. К нижнему листу шкворневой балки прикреплены по краям скользуны (14), а посередине – пятники (13), посредством которых рама опирается на подпятники тележек. Между шкворневыми и концевыми балками поставлены раскосы (7) из швеллера сечением 140x58x6 мм, улучшающие передачу на раму продольных сил, приложенных к автосцепке.

Рама также имеет четыре поперечные промежуточные балки (5) и (6) и четыре продольные балки (8), повышающие прочность пола, и две убирающиеся подножки (10). В рамах вагонов с тормозными площадками еще имеется пятая поперечная балка. Все поперечные балки связывают хребтовую и боковые балки.

Каркас боковой стены кузова (см. рис. 2) состоит из стоек угловых (1) шкворневых (3), промежуточных (9), дверных (10) и раскосов (2) и (5) каркас торцовой стены – из стоек средних (11) и угловых (1), которые входят и в боковые фермы. Угловые стойки, штампованные из низколегированной стали марки 09Г2Д, имеют уголковое сечение 100x100x6 мм. Шкворневые и промежуточные стойки боковых ферм выполнены из стали марки 09Г2Д Ω-образного профиля шириной 190 мм, высотой 80 мм и толщиной 6 мм. Дверные стойки и все раскосы изготовлены из стали марки 09Г2Д или 18а Z-образного профиля сечением 80x65x6 мм.

Стойки и раскосы в местах соединения их с верхней обвязкой перекрыты фасонными гофрированными накладками (4). Верхняя обвязка боковой фермы, служащая одновременно основанием крыши, имеет специальный профиль размером 65x80x80x65x6 мм.

Стойки торцовых стен имеют Ω-образное сечение шириной 230 мм, высотой 100 мм и толщиной 6 мм. Вверху они приварены к верхней обвязке, а внизу – к концевой балке рамы.

В обеих боковых стенах у промежуточных стоек на высоте 2250 мм от пола кузова расположены люки, закрывающиеся металлическими крышками (7) с вентиляционной решеткой. Крышки (рис. 5) выполнены из стального листа толщиной 2 мм, имеют фигурную выштамповку посередине и загнутые края. Это придает крышке жесткость и обеспечивает плотное прилегание ее к рамке люка. Крышки, закрепленные снизу на петлях (1), снабжены двумя пружинными защелками (2) для запора и ручкой (3).

Крышка бокового люка крытого вагона

Рис. 5 – Крышка бокового люка крытого вагона

На крыше (8) (см. рис. 2) кузова находятся погрузочные люки (6).

В каждой боковой стене имеется дверной проем, плотно закрываемый передвижной дверью. Ширина дверного проема составляет 2000 мм. Дверь крытого грузового вагона (рис. 6, а) состоит из металлического каркаса, собранного из корытообразного и Z-образного профилей толщиной 6 мм, обшитого досками толщиной 35 мм в нижней части и в верхней – 22 мм. Между дверью и кузовом сделано лабиринтное уплотнение, препятствующее при закрытой двери утечке зерна из вагона. Дверь оборудована закидкой-замком, который не требует применения проволочной закрутки. Дверь (4) передвигается вдоль боковой стены по рельсу (3) на роликах (2), закрепленных в подшипниках качения на кронштейнах двери. Подшипники облегчают открывание и закрывание дверей. Вверху дверь по всей длине перекрывается зонтом (1) из листовой стали. Дверь вагона с увеличенным объемом кузова рассчитана на перевозку зерна без применения хлебных щитов, поэтому в нижней части двери сделан разгрузочный люк (5), крышка которого поднимается и зерно высыпается через люк. Давление зерна на дверь постепенно уменьшается, после чего ее легко можно открыть для полной разгрузки.

Двери крытых вагонов

Рис. 6 – Двери крытых вагонов: а – с кузовом увеличенной емкости; б – с металлической обшивкой

С 1963 г. строятся вагоны с самоуплотняющимися металлическими цельносварными дверями (4) (рис. 6, б), обеспечивающими перевозку зерна также без оборудования дверных проемов хлебными щитами. Каркас двери изготовлен из штампованных элементов, снаружи обшит стальным гофрированным листом толщиной 1,5 мм, а внутри – фанерой в два слоя общей толщиной 6 мм. В заднем притворе двери имеется резиновый элемент и надежное нижнее уплотнение. Разгрузочный люк (5) шарнирно связан рычагом (7) с дверной закидкой (6) и поэтому может быть открыт только при открытой закидке. Дверь движется по прикрепленному к каркасу кузова дверному рельсу (3) на роликах (2) с шариковыми подшипниками. Для облегчения передвижения дверь имеет поручни (9) и скобу (8), которую используют, открывая дверь ломиком.

Крыша (рис. 7, а) кузова крытых грузовых вагонов сварена из семнадцати дуг (1) корытообразного профиля толщиной 3 мм и продольных элементов (2) из уголка уголкового профиля 32x32x3 мм, перекрытых сверху листами (3) из стали 10ХНДП толщиной 1,5 мм. Листы стыкуются на дугах и продольных элементах. По торцам крыша имеет металлические штампованные фрамуги (7) с гофрами 8,придающими им необходимую жесткость. Потолок крыши внутри обшит теплоизоляционными двухслойными древесноволокнистыми плитами общей толщиной 8 мм. Плиты прибиты гвоздями к деревянным брускам, заложенным внутрь дуг и прикрепленным к ним болтами. До применения древесноволокнистых плит крышу изнутри обшивали досками толщиной 16 мм. Для удобства загрузки вагона зерном на элеваторах на крыше предусмотрены четыре люка, закрываемых металлическими крышками (4). Люки снабжены запором (9) (рис. 7, б), надежно удерживающим крышку в закрытом положении. Доступ к загрузочным люкам можно осуществлять по торцовой лестнице и помостам (6) (см. рис. 7, а).

Крыша вагона с кузовом емкостью 120 м3

Рис. 7 – Крыша вагона с кузовом емкостью 120 м3: а – общий вид; б – люк для загрузки зерна; в – печная разделка

Через две печные разделки (5) в крыше пропускают дымовые трубы печей отопления, устанавливаемых в вагоне при перевозках людей в холодное время. Печная разделка (рис. 7, в) имеет крышку (10) с винтовым запором (11),плотно закрепляющим ее в закрытом положении при отсутствии печей.

Металлическая сварная крыша имеет большие преимущества перед крышами с деревянной опалубкой, крытой кровельной сталью. Вагон с металлической крышей значительно прочнее и срок его службы больше.

Стены обшиваются деревянными досками толщиной 35 мм и шириной 110 мм до высоты 1870 мм от рамы у торцовых стен и до 1430 мм у продольных; выше обшивают досками толщиной 22 мм и шириной 90 мм. Нижняя (прилегающая к полу) доска обшивки боковых стен имеет толщину 22 мм. Вследствие этого обеспечивается место для опоры досок пола на горизонтальную полку швеллера боковой обвязки рамы. Доски пола имеют толщину 55 мм. Они уложены поперек кузова вагона и соединены в четверть. Настил пола обрамлен по всему периметру стальным уголком сечением 45x45x4 мм и прикреплен к боковым балкам рамы болтами, а к продольным промежуточным балкам и раскосам – болтами и скобами специальной формы. Так как маятниковые подвески автосцепки перекрыты концом пола, то для выемки их имеются отверстия, закрытые кожухом.

Вагоностроительной промышленностью создан универсальный крытый цельнометаллический вагон (рис. 8) грузоподъемностью 63 т с уширенными дверными проемами и массой тары 23 т, который заменит в серийном производстве вагоны с деревянной обшивкой. Вагон с металлическим кузовом спроектирован на базе вагона с деревянной обшивкой и отличается наличием металлической обшивки и широких дверных проемов. Толщина металлической обшивки внизу 3 мм, а вверху 2 мм. Двери металлические, обшитые внутри фанерой толщиной 8 мм. Торцовые стены обшиты листом толщиной 3 мм. Крыша и ее оборудование такие же, как и у крытого вагона с деревянной обшивкой.

Четырехосный крытый цельнометаллический вагон

Рис. 8 – Четырехосный крытый цельнометаллический вагон

Крытый четырехосный вагон (рис. 9) с кузовом емкостью 90 м3 строился серийно до 1960 г. Рама вагона с хребтовой балкой, каркас кузова из углеродистой стали марки Ст3 раскосно-стоечной конструкции.

Кузов крытого вагона грузоподъемностью 62 т

Рис. 9 – Кузов крытого вагона грузоподъемностью 62 т: 1 – угловая стойка; 2, 4, 8 – раскосы; 3 – шкворневая стойка; 5 – стойка люка; 6 – люк; 7 – промежуточная стойка; 9 – дверная стойка; 10 – -дверь; 11 – металлическая дуга; 12 – закладка дуги; 13 – печная разделка; 14 – кронштейн; 15 – колобашки; 16 – верхняя доска специального оборудования; 17 – средняя доска; 18 – нижняя доска; 19 – пол

Сварной каркас кузова состоит из двух боковых и двух торцовых ферм, а также, каркаса крыши. Боковая ферма имеет стойки и раскосы из балок Z-образного сечения 80x65x6 мм. Только угловые стойки выполнены из уголкового проката 120x120х10 мм. Нижним поясом фермы служит боковая продольная балка рамы, выполненная из швеллера 200х100x8 мм; верхний пояс сделан из балки Z-образного сечения 80x65x6 мм. Торцовые фермы имеют раскосы, средние стойки и верхнюю обвязку из Z-образного профиля 100x75x6,5 мм.

Стойки и раскосы боковых и торцовых стен приварены к верхнему поясу фермы, боковому швеллеру рамы и ее концевой балке.

Каркас крыши (рис. 10, а) вагона состоит из обвязки (1) из уголка 60х60x6 мм, концевых фрамуг, выполненных из вертикально расположенных стальных листов толщиной 6 мм, и 15 поперечных дуг (8) из швеллера 80x45x6 мм. Этот каркас собирается отдельно, а затем прикрепляется болтами к верхней обвязке каркаса кузова. Швеллеры дуг поставлены полками вверх, между которыми установлены деревянные бруски (7) для крепления деревянной опалубки (5) из сосновых досок толщиной 22 мм, расположенных вдоль вагона.

Детали крыши, стен и пола вагона

Рис. 10 – Детали крыши, стен и пола вагона

Доски покрывают листовой сталью (3). Листы кровли располагают поперек вагона и соединяют в замок; к опалубке и продольным карнизам их крепят кляммерами (6), вырезанными из листовой стали той же толщины, что и сама кровля. Кляммеры прибивают к доскам опалубки гвоздями, а затем загибают вместе с краями листов кровли. Подрамник (2) из листа толщиной 1 мм прибивают к продольным брускам карниза (4). В крыше вагона имеются две разделки для печных труб.

Стены вагона обшивают досками (рис. 10, б), соединенными между собой в шпунт. При этом гребень расположен кверху, чтобы стекающая по стенам вода не попадала в пазы. Доски обшивки толщиной 40 мм в нижней части кузова и 22 мм в верхней крепятся к стойкам и раскосам каркаса болтами с полукруглой головкой.

Пол из досок толщиной 48–50 мм настилают непосредственно на балки рамы поперек кузова. Доски соединяют в четверть (рис. 10, в) и крепят, болтами к полкам боковых швеллеров, а посередине – к полкам хребтовой балки.

У продольных и поперечных стен доски пола крепятся угольниками сечением 45х45x5 или 50x50x5 мм, а между дверными проемами – рифленым листом толщиной 3–4 мм и шириной около 200 мм.

Вагон имеет две раздвижные двери. Ширина дверного проема в свету составляет 1830 мм, высота – 2134 мм. Металлический каркас двери образуют нижняя (6) (рис. 11) и верхняя (4) обвязки Z-образного сечения 40x40x4,5 мм и вертикальные угольники сечением 60x40x6 мм. С внутренней стороны дверь обшита досками, прикрепленными к обвязкам. Двери передвигаются по верхнему рельсу (3) на роликах (2). Дверной рельс изготовляют из угольника 50x50x6 мм, прикрепляется он к наддверному листу болтами или заклепками и по всей длине перекрывается зонтом (1) из листовой стали толщиной 3 мм. Чтобы нижний край двери нельзя было отжать от порога (5), обвязка (6) двери упирается в специальные кронштейны (7). Вверху обвязка двери полкой заходит за направляющий угольник.

Конструкция подвески двери крытого вагона

Рис. 11 – Конструкция подвески двери крытого вагона

В каждой боковой стене вагона имеется по два люка, которые закрываются металлическими крышками, закрепленными снизу на петлях и снабженными запорными механизмами.

При заводском ремонте эти вагоны модернизируют: крышу с кровлей и деревянной опалубкой заменяют цельносварной металлической, оборудованной люками для загрузки зерна, как крыша вагона с кузовом емкостью 120 м3.

В результате изменения конструкции и высоты крыши емкость модернизированного кузова увеличивается с 90 до 106 м3.

Существует несколько крытых вагонов, у которых крыша и ее составные элементы (дуги, концевые фрамуги, обшивки) выполнены из стеклопластика в виде многослойной панели. Применение стеклопластика позволяет увеличить срок службы крыши и уменьшить ее массу.

До 1950 г. вагоностроительные заводы выпускали четырехосные вагоны грузоподъемностью 50 т. Эти вагоны имеют конструкцию кузова, сходную с вагонами грузоподъемностью 62 т, и отличаются от них только эксцентричными соединениями стоек и раскосов с обвязками боковых стен. Такие соединения не обеспечивали необходимую прочность кузова, и поэтому кузова этих вагонов модернизировали, после чего грузоподъемность вагона увеличилась до 60 т.

Все крытые четырехосные вагоны имеют типовое несъемное оборудование, позволяющее использовать их для перевозки людей. В этом случае в вагоне размещают съемное оборудование (рис. 12).

Четырехосный крытый вагон, оборудованный для перевозки людей

Рис. 12 – Четырехосный крытый вагон, оборудованный для перевозки людей: 1 – съемная доска; 2 – рамы оконные с полозками; 3 – печь; 4 – деревянные лестницы для подъема на верхний ярус; 5 – фонарь; 6 – несъемные доски

При постройке кузовов используют сплавы алюминия и полимерные материалы. На Алтайском вагоностроительном заводе построен опытный четырехосный крытый вагон грузоподъемностью 65 т с кузовом емкостью 130 м3. Рама и кузов его выполнены из алюминиевого сплава марки АМГ6. Применение алюминия позволило снизить тару вагона до 19,5 т.

Хребтовая балка рамы изготовлена из специального штампованного профиля корытообразного сечения высотой 320 мм. Боковые балки выполнены из Z-образного штампованного профиля высотой 200 мм; шкворневые и концевые балки сварены из листов.

Каркас кузова составлен из штампованных элементов специального профиля. Верхняя обвязка выполнена из уголка сечением 130x90x10 мм, угловые стойки – из уголка сечением 120x120x10 мм, а шкворневые и промежуточные стойки имеют корытообразный профиль. Обшивка стен изготовлена из гофрированного листа: боковых – толщиной 3 мм, а торцовых – 4 мм с высотой гофров 66 мм. Изнутри стены вагона обшиты фанерой толщиной 10 мм. В боковых стенах имеются дверные проемы шириной 2500 мм, закрываемые дверями усовершенствованной конструкции с резиновым уплотнением. Самоуплотняющиеся двери позволяют перевозить зерно без применения дверных щитов.

Крыша вагона состоит из поперечных дуг, продольных элементов и фрамуг. Каркас крыши покрыт алюминиевыми листами толщиной 2 мм. Потолок обшит фанерой. В крыше размещены четыре загрузочных люка с крышками. Штампованные ставни люков боковых стен уплотнены по периметру.

Для перевозки скота строят специальные крытые вагоны (рис. 13) с рессорным комплектом повышенной гибкости и с устройствами для длительного пребывания скота и необходимого ухода за ним.

Кузов четырехосного вагона для перевозки крупного скота

Рис. 13 – Кузов четырехосного вагона для перевозки крупного скота

На одной продольной стене вагона расположены кормушки (6), которые можно складывать и подвешивать на кронштейны в нерабочее положение. Под кормушками находятся металлические корыта (5) для воды. На противоположной стене имеются полки (9) для хранения запаса прессованного сена. Запас воды хранится в двух баках (2), расположенных под потолком вагона. Баки наполняются водой через трубу (3). Скот привязывают к кольцам, прикрепленным к стенам вагона и кормушкам. В торцовых стенах кузова для перехода из вагона в вагон предусмотрены двери (9) с переходными мостиками и поручнями. Над дверями размещены световые люки. На торцовой стене закреплена лестница (4) для подъема на крышу и к трубе (3). Вентилируется вагон через вытяжные дефлекторы (7), установленные на крыше вагона, и через люки (1). В боковых стенах расположены задвижные двери. Кроме того, в дверных проемах имеются двустворчатые решетчатые двери, которыми пользуются в теплое время года.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика