Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Вагоны Минимаркер Классификация вагонов

Классификация вагонов

Страница 3 из 5

Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах. Если вагон передвигается без помощи локомотива, его называют автовагоном (самоходные), причем в зависимости от источника энергии и рода двигателя автовагоны разделяют на электромоторные, автомотрисы и др. Если же перемещение вагона осуществляет локомотив, то вагон несамоходный. Моторные и прицепные вагоны электропоездов и автомотрисы относят к моторвагонному подвижному составу.

Большое значение имеет рациональность конструкций вагонов и их технико-экономических показателей, определяющая удобство перевозок пассажиров, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации (формировании поездов, выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), размеры капитальных вложений и себестоимость перевозок.

Современный парк вагонов отличается многообразием их типов и конструкций. Это обусловлено необходимостью удовлетворения различным требованиям перевозок: наибольшая провозная способность железных дорог, обеспечение комфорта пассажирам, сохранение ценных качеств скоропортящихся грузов, предупреждение повреждений хрупких грузов, защита ряда грузов от атмосферных осадков, универсальность, максимальное использование грузоподъемности и др.

Этими же факторами определяется сложность конструкций вагонов, оснащенных автоматическим тормозом, автоматической сцепкой, ходовыми частями, обеспечивающими движение с высокими скоростями, необходимой плавностью, малым сопротивлением и т. п. В зависимости от назначения вагоны оснащены также устройствами теплоизоляции, отопления, охлаждения, вентиляции, электрооборудования и др.

Современные виды тяги позволяют формировать тяжеловесные грузовые поезда, развивать большие скорости движения и осуществлять безостановочные пробеги на большие расстояния. Это определяет высокие требования к обеспечению надежности и долговечности конструкций вагонов, осуществлению контроля за их состоянием в короткие сроки, в том числе в неудобных условиях осмотра на станциях. Обеспечение безопасности движения – важнейшее требование к устройству и содержанию вагонов.

Вагоны можно классифицировать по:

  • назначению;
  • технической характеристике;
  • месту эксплуатации.

По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы – пассажирские и грузовые.

Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские), а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения.

Пассажирский вагон (рис. 1) имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т. п.). В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством.

Цельнометаллический пассажирский вагон

Рис. 1 – Цельнометаллический пассажирский вагон

По назначению различают вагоны:

  • дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния, имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а так же другие устройства необходимые для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купейные и не купейные (плацкартные);
  • местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
  • пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
  • вагоны-рестораны – для обеспечения питанием пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
  • почтовые – для перевозок писем, посылок и другого почтового груза. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
  • багажные – для перевозки багажа. В вагонах имеются кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала;
  • почтово-багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т. п.

Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузов классифицируются на следующие основные типы:

Крытые вагоны (рис. 2) – для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, сыпучих грузов, зерна и др. Вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова;

Крытый четырехосный грузовой вагон

Рис. 2 – Крытый четырехосный грузовой вагон

Цельнометаллический крытый вагон грузоподъемностью 64 тонн с уширенными, дверными проемами показан на (рис. 3). Объем кузова 120 м3. В боковых стенах такого вагона имеется по одному загрузочному люку с металлическими крышками и по две самоуплотняющихся задвижных металлических двери, а на крыше – четыре загрузочных люка с крышками. Такая конструкция позволяет использовать погрузочно-разгрузочные механизмы.

Крытый цельнометаллический вагон с уширенными дверными проемами

Рис. 3 – Крытый цельнометаллический вагон с уширенными дверными проемами

Крытые вагоны для перевозки скота имеют вентиляционные люки или решетчатые кузова, они оборудуются кормушками, корытами, баками для воды и другими устройствами. Для перевозки мелких животных и птиц кузова вагонов строятся многоярусными.

Полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руды, уголя, флюсов), контейнеров, различных машин, а так же длинномерных грузов – леса, проката. Вагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися. Полувагоны строятся четырехосные (рис. 4) и восьмиосные (рис. 5).

Четырехосный цельнометаллический полувагон

Рис. 4 – Четырехосный цельнометаллический полувагон

Восьмиосный полувагон

Рис. 5 – Восьмиосный полувагон

К саморазгружающимся вагонам относятся металлические вагоны – думпкары и хопперы. Думпкары (рис. 6) предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния. При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.

Шестиосный вагон-думпкар

Рис. 6 – Шестиосный вагон-думпкар

В крытых хопперах (рис. 7) перевозят цемент, а в открытых – щебень, песок и др.;

Четырехосный вагон-хоппер

Рис. 7 – Четырехосный вагон-хоппер

Платформы (рис. 8) – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы), контейнеров, автомобилей и т. д. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы. Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации. Они имеют настил пола на раме и обычно откидные борта.

Четырехосная платформа

Рис. 8 – Четырехосная платформа

Для перевозки легковых, автомобилей создана четырехосная цельнометаллическая двухъярусная платформа (рис. 9), имеющая металлическую ферму с полом. Автомобили грузят по два ряда в каждом ярусе и крепят колодками, расположенными в полу. С торцов на каждом ярусе сделаны опускающиеся мостики, которые позволяют грузить автомобили со станционной платформы, а также разгружать их без подъемных устройств.

Платформа для перевозки легковых автомобилей

Рис. 9 – Платформа для перевозки легковых автомобилей

Транспортеры (рис. 10) – это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 тонн: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т. п. Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы;

Транспортер с грузом

Рис. 10 – Транспортер

Цистерны (рис. 11) – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т. п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котел) обычно цилиндрической формы. Для налива груза котел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгрузки) – сливной прибор. Цистерны, в которых перевозят цемент, оборудуют устройствами для пневматической выгрузки;

Восьмиосная цистерна

Рис. 11 – Восьмиосная цистерна

Изотермические вагоны (рис. 12) – для перевозки скоропортящихся грузов или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т. п.). Кузова таких вагонов – теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные. Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных поездов (секций) вагонов с центральной холодильной установкой. Изготовление изотермических вагонов с льдосоляным охлаждением с 1965 года прекращено. Рефрижераторные поезда эксплуатируются как самостоятельно сформированные с постоянным количеством вагонов в составе и предназначаются для маршрутных перевозок скоропортящихся грузов. Секции и автономные вагоны включаются в грузовой поезд;

Четырехосный цельнометаллический изотермический вагон

Рис. 12 – Четырехосный цельнометаллический изотермический вагон

Вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).

Классификация пассажирских и грузовых вагонов в зависимости от технической характеристики:

  • по осности – двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
  • по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клепаными узлами;
  • по грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим параметрам;
  • по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.

По месту эксплуатации вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта. Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог. Вагоны промышленного транспорта, если их конструкции полностью отвечают нормам для расчетов на прочность и проектирования вагонов магистральных железных дорог и требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути; вагоны других конструкций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.

На вагоны наносятся следующие четкие знаки и надписи: инициалы дороги приписки (на пассажирские вагоны), дата и место постройки, а также производства установленных видов ремонта, ревизии букс и тормозов, номер вагона, тара и, кроме того, на грузовых вагонах – грузоподъемность, а на пассажирских – число мест.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика