Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Вагоны Минимаркер Классификация и устройство кузовов грузовых вагонов

Классификация и устройство кузовов грузовых вагонов

Страница 1 из 9

Тип грузового вагона и устройство определяются его назначением и конструкцией кузова. Кузовом называется часть вагона, предназначенная для размещения различных грузов и защиты их от атмосферных воздействий (дождь, снег, ветер, низкая или высокая температура и т.п.). По конструкции кузова весьма разнообразны.

Кузов крытого вагона состоит из рамы со сплошным полом, боковых и торцовых стен, крыши, внутреннего оборудования, дверей, окон, люков и др. В кузовах изотермических вагонов стены, пол, потолок делаются теплонепроницаемыми. Такие вагоны оборудуются приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Кузова открытых вагонов (полувагоны) не имеют крыш. Для выгрузки сыпучих грузов в полу полувагонов устраиваются люки с крышками. У цистерн кузовом является цилиндрический котел.

Кузов современного вагона обладает достаточно высокой прочностью и износостойкостью, так как он сконструирован с учетом действующих на него усилий. Значительное улучшение конструкции кузовов достигается в результате применения легированных сталей, легких и высокопрочных сплавов, а также синтетических и полимерных материалов.

В процессе эксплуатации кузов вагона воспринимает значительные нагрузки как статические – от тары, массы груза или пассажиров, так и динамические, возникающие при движении поезда и маневрах, – продольные усилия тяги и торможения, боковые нагрузки от действия центробежной силы при прохождении криволинейных участков пути и воздействия ветра. Действующие на вагон силы вызывают деформации всего кузова или его отдельных частей.

Сложные условия работы кузова обусловливают особые требования к его конструкции, которые в основном сводятся к следующему: кузов при наименьшей массе должен быть прочным и жестким, способным воспринимать действующие на него усилия и не требующим ремонта в течение длительного срока эксплуатации; во время движения в кузове не должно возникать вибраций, вызывающих дребезжание, скрип и стук деталей; закрытый кузов должен быть непроницаем для пыли, ветра, дождя, снега; конструкция кузова должна обеспечивать легкий доступ к регулярно осматриваемым его узлам; вместимость кузова должна быть максимальной для выбранного габарита.

По способу восприятия нагрузок кузова вагонов могут быть разделены на три основных вида:

Цельнонесущие кузова воспринимают все виды нагрузок совместно работающими элементами: полом, крышей, боковыми и торцовыми стенами. Рама составляет с кузовом единое целое. С такими кузовами строят современные цельнометаллические пассажирские и изотермические вагоны.

Кузова с несущими боковыми стенами и рамой имеют все основные типы крытых и открытых вагонов грузового парка. У этих вагонов боковые стены жестко связаны с рамой и воспринимают вместе с ней значительную часть вертикальной, а в некоторых случаях и продольной нагрузки.

Кузова с несущей рамой, которая самостоятельно независимо от кузова воспринимает все основные нагрузки, имеют платформы и транспортеры. В этом случае кузов не является несущим. Пол и деревянные борта платформ по механическим свойствам материала и способу крепления не способны разгружать раму. Металлические борта также не могут считаться несущими, так как они соединены с рамой с помощью шарниров.

По конструкции кузов крытого вагона представляет собой или стержневую систему, состоящую из двух боковых ферм (стен), связанных между собой вверху поперечными дугами крыши и внизу балками рамы и пола, или систему типа замкнутой оболочки, в которой подкрепленная каркасом обшивка боковых стен, рамы и крыши образует коробчатую балку. Подкрепляющие обшивку поперечные элементы каркаса (поперечные балки рамы, стойки боковых стен и дуги крыши) обычно соединяют в замкнутые кольца (шпангоуты), а продольные элементы выполняют в виде тонкостенных стержней (стрингеры) или выштампованных на металлической обшивке гофров.

Особую категорию составляют котлы цистерн обычной конструкции. Они независимо от рамы воспринимают вертикальные и боковые нагрузки и передают их на раму. В безрамных цистернах котел является цельнонесущим.

В зависимости от применяемых материалов кузова бывают с металлическим каркасом и деревянной обшивкой. Кузова с деревянной обшивкой имеют большую массу, недостаточную прочность и жесткость, в них возникают дребезжание и скрипы, усиливающиеся по мере расшатывания кузова, они недолговечны и требуют частого ремонта, поэтому все большее распространение получают цельнометаллические кузова.

Металлические элементы кузовов обычно выполняли из малоуглеродистой конструкционной стали, с 1959 г. стали применять низколегированную сталь (марки 09Г2Д, 10ХСНД), обладающую повышенной прочностью и стойкостью против коррозии. Кроме того, используются алюминиевые сплавы марки АМГ6, а также стеклопластики. Металлические элементы кузова соединяются дуговой и контактной электросваркой.

Клепка применяется как исключение в случаях, когда соединяются детали из не свариваемых материалов или ставятся узлы, детали, которые сменяются при ремонте.

Современный цельнометаллический кузов обладает наибольшей прочностью, устойчивостью, долговечностью при относительно небольшой массе и меньших расходах на содержание его в исправном состоянии.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика