Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Управление эксплуатационной работой (УЭР) Минимаркер Структура управления железнодорожным транспортом

Структура управления железнодорожным транспортом

Старая структура управления ОАО «РЖД»

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, выгонные локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги входят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Соответственно структура управления железнодорожным транспортом имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложный народно-хозяйственный комплекс. Управление железнодорожным транспортом строится по трем принципам:

  • территориальному;
  • отраслевому;
  • функциональному.

1. Территориальный принцип означает деление железнодорожной сети на дороги и отделения. 17 железных дорог (было раньше!):

№ п/п

Наименование железной дороги

Город, в котором располагается управление дороги

1

Сахалинская

Южно-Сахалинск

2

Дальневосточная

Хабаровск

3

Забайкальская

Чита

4

Восточно-Сибирская

Иркутск

5

Красноярская

Красноярск

6

Западно-Сибирская

Новосибирск

7

Свердловская

Екатеринбург

8

Южно-Уральская

Челябинск

9

Северная

Ярославль

10

Горьковская

Нижний Новгород

11

Куйбышевская

Самара

12

Приволжская

Саратов

13

Северо-Кавказская

Ростов-на-Дону

14

Юго-Восточная

Воронеж

15

Московская

Москва

16

Октябрьская

Санкт-Петербург

17

Калининградская

Калининград

2. Отраслевой принцип означает руководство департаментов ОАО «РЖД» работой соответствующих служб управлений дорог и через них руководство отделениями и структурными подразделениями.

3. Функциональный: наличие подразделений, занимающихся отдельными специальными вопросами.

Схема старой структуры управления ОАО РЖД

Рис. 1 Схема старой структуры управления

Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Центральном аппарате РЖД (Ц) имеются департаменты:

ЦД – департамент перевозок;

ЦМ – грузовой и коммерческой работы;

ЦЛ – пассажирских перевозок;

ЦП – путевого хозяйства;

ЦВ – вагонного хозяйства;

ЦТ – локомотивного хозяйства;

ЦШ – сигнализации и связи;

ЦЭ – энергоснабжения.

ЦУП – центр управления перевозками;

НЗ-1, НЗ-2 – заместители начальника дороги;

Д – служба перевозок;

М – служба грузовой и коммерческой работы;

П – служба пути;

Вместо пассажирской службы организованны дирекции обслуживания пассажиров: дальних и пригородных.

НОДН – начальник отдела перевозок;

НОДМ – начальник отдела грузовой и коммерческой работы и т.д.

ТЧ – локомотивное депо (тяговая часть);

ШЧ – дистанция сигнализации и связи;

ЭЧ – дистанция энергоснабжения (энергетическая часть);

ЛВОК – вокзал.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевозками и контроль над деятельностью дорожных единых центров диспетчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам отраслевые службы. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы. В составе отдела перевозок имеется центр управления местной работы (ЦУМР).

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отраслевые службы – через отделы отделений. Службы на дорогах и отделы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Новая структура управления ОАО «РЖД»

Схема новой структуры управления ОАО РЖД

Рис. 2 Схема новой структуры управления

Завершена работа по выделению из состава дорог комплекса инфраструктуры и организации его работы в условиях центрального управления. В составе дорожной дирекции инфраструктуры (ДИ) создан Центр управления состоянием инфраструктуры, который обеспечивает управление оперативной деятельностью дирекции на основе системного и тотального контроля состояния объектов инфраструктуры. С 2012 года ДИ передана в состав Центральной дирекции инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» в качестве структурного подразделения.

Таким образом, в границах железной дороги сформирована структура холдинга «РЖД», состоящая на данном этапе структурной реформы из:

  • подразделений ОАО «РЖД» - филиалов и структурных подразделений;
  • дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;
  • подразделений, сохраненных в составе железной дороги.

Ответственность за ведение хозяйственной деятельности и достижение установленных параметров возлагается на конкретное региональное подразделение холдинга «РЖД», железная дорога, напрямую не вмешиваясь в деятельность подразделений, будет осуществлять корпоративную и технологическую координацию всех подразделений ОАО «РЖД», а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных в ее границах.

С 2012 года железные дороги продолжают свою работу, осуществляют хозяйственную деятельность и дополнительно функции Регионального центра корпоративного управления.

Дорога сохраняет свое наименование и расширяет свои полномочия. Юридический статус дороги как филиала ОАО «РЖД» не изменяется.


© 2013 - 2014 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.