Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Транспортная энергетика (хладотранспорт) Минимаркер Электрические схемы управления холодильно-нагревательными установками секции БМЗ

Электрические схемы управления холодильно-нагревательными установками секции БМЗ

Страница 5 из 6

Схемы электроснабжения 5-вагонных секций БМЗ можно разделить в основном на три типа:

  • с автономной системой управления холодильно-нагревательными установками (постройки до 1970 г.);
  • с централизованной системой управления холодильно-нагревательными установками (постройки до 1977 г.);
  • с системой управления холодильно-нагревательными установками, совмещенной с системой измерения температуры и сигнализации.

Источниками электроэнергии на 5-вагонных секциях служат два синхронных генератора Г1 и Г2 (рис. 109), вырабатывающих трехфазный переменный ток. Генератор Г1 через автоматический выключатель А1 и контактор К1 обеспечивает электроэнергией холодильно-нагревательные установки 1...4, находящиеся в вагонах № 1 и 2; генератор Г2 через автоматический выключатель А2 и контактор К4 — холодильно-нагревательные установки 5...8 в вагонах № 3 и 4. Через контактор К2 (К3) получают питание установки 1...4 (5...8) от генератора Г2 (Г1). Для предотвращения одновременной подачи напряжения от двух работающих генераторов на одни шины предусмотрена специальная блокировка в цепях катушек контакторов К1...К4. Электродвигатели ДВД1 и ДВД2 вентиляторов охладителей дизелей получают питание от генераторов через автоматические выключатели A3 и А4. В цепи управления холодильно-нагревательной установкой включены контакторы компрессора К, электропечи ЭП, вентиляторов конденсатора и испарителя ВК и ВИ. Через автоматические выключатели АК1, АК2 они подают питание на электродвигатели ДВК вентилятора конденсатора, ДК компрессора, ДВИ вентилятора воздухоохладителя и электропечь ЭП.

Однолинейная схема электроснабжения 5-вагонной секции БМЗ

Рис. 109 – Однолинейная схема электроснабжения 5-вагонной секции БМЗ

Вспомогательные шины во время стоянки секции могут получать питание через выведенную под вагон розетку Р1 от внешнего источника, а в пути — только от одного из генераторов через автоматические выключатели А1 и А2, контакторы К5 и К6 и автоматический выключатель А6. Одновременно включаться контакторы К5 и К6 не могут, так как для этого предусмотрена блокировка. Вспомогательные шины питают электродвигатели В3, В4 вентиляторов дизельного помещения, В5 аппаратной, ТН топливного насоса и трансформатор 3Тр, к вторичной обмотке которого через контактор К7 подключена сеть освещения, а через контакторы К8 и К9 — выпрямители подвагонного генератора ВС1 и ВС2. Электродвигатели и трансформатор включаются автоматически выключателями А7, А8, А10, А11 и А12. Сеть освещения может получать питание от аккумуляторной батареи АБ; одновременное питание от двух источников блокируется контактором К7.

Часть вспомогательных потребителей, установленных на секциях, работает на постоянном токе напряжением 50 и 24 В. Постоянным током 50 В от аккумуляторной батареи АБ питаются преобразователи напряжения холодильника, бытовых электроприборов, бытовые вентиляторы, цепи зарядки аккумуляторных батарей сигнального фонаря и радиоприемника, а также цепи зарядки вспомогательной аккумуляторной батареи 24 В.

Потребителями постоянного тока напряжением 24 В от батарей являются системы пуска, автоматики и сигнализации дизель-генераторных установок; цепи управления и сигнализации холодильно-нагревательных установок; полупроводниковые преобразователи цепей контроля температуры. Для питания радиоприемника служит аккумуляторная батарея, состоящая из восьми аккумуляторов типа КН-13.

В электрической схеме с системой управления холодильно-нагревательными установками, совмещенной с системой измерения температуры и сигнализации, агрегаты холодильно-нагревательной установки включаются и останавливаются путем кратковременной подачи постоянного тока (импульсов) в грузовой вагон с пульта управления из вагон-дизель-электростанции по проводам цепи управления 2...8, 14, 17...20 (рис. 110).

Трехфазный ток к приводу агрегатов подается по силовым цепям 1С-М, 2С-М через автоматические выключатели 1АК1, 1АК2, 2АК1, 2АК2. В цепи электродвигателей компрессоров 1ДК, 2ДК имеются амперметры 1А, 2А. К фазе силовой магистрали 1-СМ через предохранитель подключена розетка РШ2.

Перед пуском холодильно-нагревательной установки на пульте управления в дизельном вагоне выключателем ВА-13 подают питание (±24 В) в цепи управления. Это напряжение поступает по межвагонным соединениям в грузовые вагоны: +24 В на провод (1), 24 В на провод (34).

Пускать каждую холодильно-нагревательную установку можно вручную или автоматически. В обоих вариантах схема пуска обеспечивает работу в режимах охлаждения, отопления, вентиляции и оттаивания.

Для управления холодильно-нагревательными установками в каждом грузовом вагоне смонтированы блок-реле управления, панели установок и аппаратов защиты. Цепи управления вагонов подключаются к командным устройствам дизельного вагона реле-коммутатора Р(Рʹ), получающим команду по проводам 17...20.

При ручном управлении команды выдаются переключателями ПВ1...ПВ4 вагонов, имеющими по два рабочих положения, и переключателями ВХ (охлаждение), ВТ (отопление), ВВИ (вентиляция), B1ʹ (первая установка), B2ʹ (вторая установка) и ВК (управление компрессором). Особенностью схемы ручного управления является то, что на период любого пуска или отключения холодильно-нагревательной установки в любом из режимов необходимо подключить выбранный вагон к магистрали управления одним из переключателей ПВ1...ПВ4 (нажать переключатель вверх или вниз).

В этом случае (если программно-временной блок не работает в режиме записи температуры) срабатывает реле РП1 по цепи: 24 В, контакты 3—5 реле начала записи Рнз, контакты 2—4 или 2—6 переключателя ПВ (ПВ1...ПВ4), катушка реле РП1. Реле РП1 своими контактами 9...11 отключает питание ПВБ, а контактами 10... 8 включает питание реле РП2 по цепи: 24 В, контакты 9... 11 реле РП5, контакты 10...8 реле РП1, катушка реле РП2. Реле РП2, получая дополнительную цепь питания через свои контакты 2—9, контактами 10...8 подает 24 В на контакты переключателей ПВ1...ПВ4.

Дальнейшие непосредственные холодильно-нагревательный пуск и остановка установок вагонов производятся в одинаковой последовательности. В качестве примера рассмотрим эти операции для вагона № 2 (см. рис. 110).

Схема управления холодильно-нагревательными установками 5-вагонной секции БМЗ

Рис. 110 – Схема управления холодильно-нагревательными установками 5-вагонной секции БМЗ

Для запуска холодильно-нагревательной установки в режиме охлаждения переключателем ПВ2 подают 24 В на провод 20, в результате чего в вагоне № 2 срабатывает реле-коммутатор Р, которое своими замыкающими контактами 1—15, 3—13, 4—12, 5—11, 6—10, 7—9, 17—22, 2—14 подключают реле РХ, РТ, РВИ, 1PA, 2PA, 1РКС, 2РКС и РВ к проводам управления 2—8 и 14. Реле Р не имеет самоблокировки, поэтому переключатель ПВ2 необходимо удерживать в нажатом положении.

Переключателем ВХ кратковременно подают напряжение 24 В в провод (2), реле РХ включается и самоблокируется через резистор Rpx, подавая напряжение 24 В в провод (2) после выключения ВХ и вызывая загорание на пульте управления сигнальной лампы Лрх, свидетельствующей о готовности цепей к дальнейшему пуску.

Переключателями B1ʹ (первый агрегат) и В2ʹ (второй агрегат) поочередно кратковременно подают напряжение 24 В в провода (5) и (6). Срабатывает и самоблокируется вначале реле 1РА (через резистор R1ра), а затем реле 2РА (через резистор R2pa). После выключения B1ʹ и В2ʹ напряжение подается соответственно в провода (5) и (6), вызывая загорание сигнальных ламп Л1ра и Л2ра. Сработавшее реле 1PA (2PA) замыкает цепь питания тяговой катушки контактора 1ВИ (2ВИ) и соленоидов 1СВ (2СВ) и 1СОТ (2СОТ). Электродвигатель 1ДВИ (2ДВИ) вентилятора воздухоохладителя пускается, соленоид 1СВ (2СВ) открывается, соленоид 1СОТ (2СОТ) открывает линию оттаивания.

Через некоторый промежуток времени, достаточный для выравнивания давления, переключателем ВК подают напряжение 24 В на провод (14). Включается контактор 1K (2K) через размыкающие контакты реле максимального 1Рмакс (2Рмакс) и минимального 1Рмин (2Рмин) давления, реле РВ и затем контактор 1ВК (2ВК). Последний своими замыкающими контактами блокирует замыкающие контакты контактора 1K (2К), а размыкающими контактами прерывают цепь питания соленоида 1СОТ (2СОТ). Двигатели компрессора 1ДК (2ДК) и вентилятора конденсатора 1ДВК (2ДВК) пускаются. При включении замыкающих контактов реле контроля смазки 1РКС (2РКС) подается напряжение 24 В с провода (1) на провода (7, 8) и на пульте управления загораются лампы Л, Л.

Если опустить переключатель ПВ2 на пульте управления, провод (20) обесточивается, и реле Р отключается, прерывая цепи питания сигнальных ламп Лрх, Л1ра, Л2ра, Л, Л, а также РВ. Отключение реле РВ не вызывает отключения контакторов 1К (ВК) и 1ВК (2ВК), так как их тяговые катушки по-прежнему находятся под напряжением через замкнутые замыкающие контакты реле 1PA (2PA). В случае срабатывания защиты 1Рмакс (2Рмакс) или 1Рмин (2Рмин) отключается только контактор 1K (2K) двигателя 1ДК (2ДК); контактор 1ВК (2ВК) и двигатель 1ДВК (2ДВК) остаются включенными. При восстановлении защиты 1Рмакс (2Рмакс) или 1Рмин (2Рмин) контактор 1К (2К) включиться не может.

Схема цепей управления позволяет выполнить пуск холодильно-нагревательной установки непосредственно из грузового вагона после включения реле 1PA (2PA) из дизельного вагона. Для этого кратковременно нажимают на кнопку 1КУ (2КУ), что обеспечивает подачу питания на контактор 1K (2K) по цепи: контакт 1—3 (4—2) реле РХ, контакты реле 1Рмакс (2Рмакс), 1Рмин (2Рмин), контакты 2—4 реле 1РА (2РА). Отключить холодильно-нагревательную установку можно, обесточив электродвигатели компрессора, вентилятора конденсатора автоматическими выключателями 1АК1, 2АК1. После этого необходимо вновь включить автоматические выключатели, а при необходимости пуска холодильно-нагревательной установки вновь нажать кнопку 1КУ (2КУ).

Чтобы остановить работающую холодильно-нагревательную установку, переключателем ПВ2 подают напряжение 24 В на провод (20) и включают реле Р. Затем переключателем B1ʹ (B2ʹ) подают на провод 5 (6) напряжение 24 В, что вызывает отключение и разблокирование реле 1PA (2РА), отключение контактора 1ВИ (2ВИ) и соленоида 1CВ (2СВ). Подача хладона в испаритель прекращается, двигатель 1ДВИ (2ДВИ) останавливается.

Через некоторый промежуток времени, необходимый для отсасывания паров хладона, переключателем ВК подают напряжение 24 В на провод (14); реле РВ включается и своими размыкающими контактами прерывает цепь питания контакторов 1K (2K) и 1ВК (2BK). Выключение реле РВ при потере импульса (+24 В) на проводах 14 и 20 (15) не позволяет повторно включить контакторы 1К (2К) и 1ВК (2ВК), так как цепи их тяговых катушек прерваны.

Переключателем ВХ подают напряжение -24 В на провод (2), что вызывает отключение и разблокировку реле РХ, а также полную остановку холодильных установок в режиме охлаждения. В последнюю очередь отпускают переключатель ПВ2.

Для пуска режима отопления переключателем ПВ2 подают напряжение 24 В на провод 20 и включают реле Р. Переключателем ВТ подают импульс напряжением +24 В на провод 3. Реле РТ срабатывает и самоблокируется через резистор Rрт, подготавливая цепи питания тяговых катушек контакторов 1П, 2П. После отключения переключателя ВТ на провод 3 через резистор Rрт поступает импульс напряжением +24 В и на пульте управления загорается лампа Лрт.

Переключателем B1ʹ (В2ʹ) подают +24 В на провод 5 (6); реле 1PA (2РА) включается и самоблокируется. Замыкающими контактами реле 1РА (2РА) подает питание на контактор 1ВИ (2ВИ). Последний срабатывает и пускает двигатель 1ДВИ (2ДВИ). Замыкающие контакты 1ВИ (2ВИ) включают контактор 1П (2П) и начинает работать электропечь 1ЭП (2ЭП). При отпускании переключателя B1ʹ (В2ʹ) в провод 5 (6) поступает импульс напряжением + 24 В, на пульте управления загорается сигнальная лампа Л1ра2ра).

Для отключения режима отопления переключателем ПВ2 подают импульс напряжением +24 В на провод 20 и включают реле Р. Переключателем B1ʹ (В2ʹ) подают импульс напряжением -24 В па провод 5 (6); реле 1PA (2PA) выключается и разблокируется. Замыкающие контакты реле 1РА (2РА) отключают контакторы 1П (2П) и 1ВИ (2ВИ). Электропечь 1ЭП (2ЭП) выключается, двигатель 1ДВИ (2ДВИ) перестает работать.

Переключателем ВТ подают импульс напряжением -24 В на провод 3; реле РТ отключается.

Необходимость включения режима оттаивания устанавливается обслуживающим персоналом по перепаду температуры на входе и выходе воздуха из воздухоохладителя по показывающим приборам. Все это делается при работающих холодильных установках.

Для включения режима оттаивания переключателем ПВ2 подают импульс +24 В на провод 20 и включают реле Р. Одновременно переключателем ВТ подают импульс +24 В на провод 3 и включают реле РТ, которое после отпускания переключателя ВТ остается благодаря блокировке во включенном положении. Замыкающие контакты реле РТ включают реле оттаивания РОТ, выключаются контактор 1ВИ (2ВИ), соленоид 1СВ (2СВ), контактор 1ВК (2ВК); включается соленоид оттаивания 1СОТ (2СОТ).

Двигатели 1ДВИ (2 ДВИ), 1ДВК (2ДВК) останавливаются, прекращается подача хладона в испаритель и начинается процесс оттаивания, необходимость окончания которого устанавливается обслуживающим персоналом по приборам (температуре хладона).

Для отключения режима оттаивания необходимо переключателем ПВ2 подать импульс +24 В на провод 20 и включить реле Р, одновременно, переключателем ВТ подать импульс -24 В на провод 3; реле РТ отключается, выключая реле РОТ и включая соленоид 1СВ (2СВ).

Размыкающие контакты реле РОТ включают контактор 1ВК (2ВК), выключается соленоид 1СОТ (2СОТ). Другая пара размыкающих контакторов реле РОТ включает контактор 1ВИ.

Двигатели 1ДВК (2ДВК), 1ДВИ (2ДВИ) пускаются, возобновляется подача хладона в испаритель, и холодильная установка начинает работать в режиме охлаждения.

В режиме вентиляции работают только двигатели воздухоохладителя 1ДВИ (2ДВИ). Для включения режима вентиляции переключателем ПВ2 подают импульс +24 В на провод 20 и включают реле Р. Затем переключателем ВВИ подают импульс +24 В из провод 4, что вызывает срабатывание реле РВИ, которое в свою очередь замыкающими контактами включает контактор 1ВИ (2ВИ).

Благодаря сработавшим замыкающим контактам конденсаторов 1ВИ, 2ВИ, а также замыкающим контактам РВИ, включенным последовательно с резистором Rрви , реле РВИ заблокировалось и осталось включенным.

При отключенном ВВИ в провод 4 подается импульс +24 В с провода 1, в результате чего на пульте управления загорается сигнальная лампа Лрви.

Для отключения режима вентиляции необходимо переключателем ПВ подать импульс +24 В на провод 20 и включить реле Р. Затем переключателем ВВИ подать импульс -24 В на провод 4; реле РВИ выключается и разблокируется. Замыкающие контакторы реле РВИ отключают контакторы 1ВИ (2ВИ), двигатель 1ДВИ (2ДВИ) останавливается.

Иногда при пуске холодильно-нагревательной установки из-за низкого давления масла в компрессоре не срабатывает реле 1РКС (2РКС) и на пульте управления не загорается вторая сигнальная лампа (кроме Л, Л). Если давление масла через 5...10 мин не восстанавливается, производят отсасывание хладона. Для этого переключателем ПВ2 подают импульс +24 В на провод 20 и включают реле Р. Затем переключателем В1ʹ (В2ʹ) подают импульс -24 В на провод 5 (6) и выключают реле 1PA (2PA) и контактор 1ВИ (2ВИ), Подача хладона прекращается, и двигатель 1ДВИ (2ДВИ) останавливается.

Если давление масла после этого не восстанавливается через 2...30 с, холодильные установки останавливают и через некоторое время вновь осуществляют отсасывание хладона из испарителя, облегчающее повторный пуск установки.

При автоматическом управлении пуск и остановка холодильно-нагревательных установок также осуществляются подачей импульсов в цепи управления. Эти операции производятся автоматически программно-временным блоком (ПВБ).


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика