Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Транспортная энергетика (хладотранспорт) Минимаркер Ремонт системы контроля температуры

Ремонт системы контроля температуры

Страница 4 из 5

В системах и приборах контроля температуры в процессе эксплуатации постепенно ухудшается точность показаний вследствие изменения характеристик датчиков и элементов схем, ухудшения качества изоляции соединительных проводов и нарушения плотности контактов в межвагонных соединениях.

Приборы контроля температуры периодически проверяют на точность показаний непосредственно в поездах, секциях или вагонах и в отделении по ремонту и проверке контрольно-измерительных приборов (КИП).3

Непосредственно в поезде (секции) выполняют следующие работы:

  • сверку показаний термостанций дистанционного и местного измерения температуры с показаниями контрольного термометра; в качестве контрольного термометра применяют ртутный термометр с ценой деления 0,1° С, который подвешивается в непосредственной близости от датчика проверяемой системы; показания снимают один раз при температуре около 0°С не менее чем через 20 минут после установки контрольного термометра в грузовом помещении при неработающем оборудовании и закрытых дверях; разница в показаниях не должна превышать ±1°С;
  • сравнение показаний приборов дистанционного и местного измерения температуры, датчики которых установлены в одной зоне грузового помещения; разница в показаниях двух таких систем контроля температуры не должна превышать 1,5° С, а разница в показаниях приборов, датчики которых расположены в разных зонах грузового помещения, при неработающем оборудовании и закрытых дверях не должна превышать 2° С;
  • измерение сопротивления изоляции проводников и датчика, выявление замыканий и обрывов с помощью мегомметра на 500 В и омметра; сопротивление изоляции датчика должно быть не менее 2 МОм, сопротивление изоляции всей линии – не менее 0,5 МОм; поврежденные участки проводов и датчики заменяют;
  • измерение сопротивления проводов, катушек и датчиков в комплекте или поэлементно; величина сопротивлений в этом случае зависит от температуры датчика, его типа и конструктивных особенностей системы контроля температуры; неисправные катушки и датчики заменяют, завышенное сопротивление в проводах из-за ослабления или окисления контактов в местах соединений устраняют.

В отделении КИП выполняют такие работы:

  • проверяют переносные термостанции местного измерения температуры подключением к комплекту резисторов; производят их наладку и ремонт;
  • проверяют показывающие приборы дистанционного измерения температуры подключением к комплекту резисторов и подачей питания; производят их настройку и ремонт;
  • измеряют величину сопротивления термисторов в зависимости от температуры;
  • заменяют регулировочные катушечные резисторы.

После ремонта и проверки приборов контроля температуры все винты разъемных соединений окрашивают эмалью.

При заводском ремонте вместо ртутно-контактных термометров и термисторов, изготовленных на заводах ГДР, устанавливают термисторы ММТ-4а-1,5к и ММТ-4а-3к (рис. 196) с одновременной заменой измерительных щитов и приборов. Термисторы ММТ-4а-3к с номинальным сопротивлением 3 кОм при 20° С используют для измерения температуры на воздухе на входе и выходе конденсатора холодильной установки (0...+50°С), в остальных местах используют термисторы ММТ-4а-1,5к с номинальным сопротивлением 1,5 кОм.

Характеристика термисторов

Рис. 196 – Характеристика термисторов: 1, 2 – соответственно ММТ-4а-1,5к и ММТ-4а-3к; 3, 4 – соответственно TNM-1000 и TNM-1000 с регулировочными резисторами

После установки термисторов в вагонах выполняют следующие работы:

  • сравнивают показания двух систем контроля температуры (дистанционного и местного) в грузовых помещениях в сцепленном поезде (секции) с закрытыми дверями вагонов и при неработающем оборудовании; показания приборов измерения температуры рассола на входе и выходе испарителя и воздуха на входе и выходе конденсатора снимают и сравнивают также при неработающем оборудовании;
  • проверяют сопротивление изоляции проводов и термисторов мегомметром на 500 В; для этого провода отключают от измерительного щита и от термистора, выводы термистора на зажимах соединяют перемычкой, затем измеряют сопротивление изоляции провода между каждой жилой и корпусом вагона, а также поочередно между жилами; сопротивление изоляции проводов должно быть не менее 0,5 МОм; если оно ниже, то проводят проверку по участкам;
  • измеряют сопротивление проводов для выявления обрывов и ослабленных или окисленных контактов; концы проводов в местах присоединения к термистору попарно закорачивают перемычкой; сопротивление проводов собранной цепи должно быть не более 10 Ом; если оно выше, то проводят проверку по участкам;
  • измеряют сопротивление термисторов и регулировочных катушечных резисторов для выявления обрывов, замыканий и других повреждений; резисторы и открыто установленные термисторы осматривают снаружи; если величина измеренного сопротивления вызывает сомнение в исправности термистора или катушечного резистора, то их снимают и проверяют в отделении КИП; при этом с термистора снимают характеристику в рабочем диапазоне температуры и сравнивают с характеристикой, приведенной в паспортной таблице, и при наличии отклонений подбирают катушечные резисторы;
  • сверяют показания термостанций дистанционного и местного измерения температуры с показаниями контрольного термометра; после ремонта и проверки в отделении КИП приборы устанавливают в поезде (секции) и сверяют их показания с показаниями контрольного термометра.

Одновременно в отделении КИП проверяют переносную термостанцию местного измерения температуры. Термостанцию вскрывают, обметают мягкой кистью и осматривают, проверяют исправность пайки наконечников проводов, состояние и работу выключателей, величину напряжения питающей батареи, действие потенциометра.

На показывающем приборе проверяют четкость отметок и цифр на шкале, надежность уплотнения стекла и крышки прибора. Выявленные неисправности устраняют, батарею заменяют.

Мегомметром на 500 В проверяют сопротивление изоляции цепей по отношению к корпусу переносной термостанции, которое должно быть не менее 2 Ом. Дальнейшую проверку выполняют с помощью комплекта из трех резисторов R9, R13 и R14 (рис. 197), которые подключают к штепсельной вилке переносной термостанции вместо резисторов R8, R11 и R12, установленных на панели прибора.

Схема проверки переносной термостанции

Рис. 197 – Схема проверки переносной термостанции: Б – источник питания; В1 – переключатели; В2 – выключатели; R1 – реостат; R2, R3 – резисторы моста; R5, R6, R7 – контрольные резисторы; R8, R9 – термисторы; R11- R14 – регулировочные резисторы

Перед началом проверки стрелку прибора переносной термостанции нажатием тумблера «Контроль» и поворотом потенциометра устанавливают на крайнее правое деление шкалы минусовых температур. Тумблер «Контроль» отпускают. С помощью комплекта резисторов по таблице устанавливают необходимые сопротивления R11, R12 и R8 первого вагона, причем сопротивление термистора R8 вначале берется для крайней минусовой температуры (например, -20°С). Нажатием тумблера «Измерение» по шкале прибора определяют температуру.

Затем сопротивление термистора R8 первого вагона устанавливают для крайней плюсовой температуры и нажатием тумблера «Измерение» по шкале прибора определяют температуру. Таким же путем проверяют промежуточные точки шкалы прибора через каждые 5° С. Смещение стрелки прибора на промежуточных точках шкалы допускается не более чем на 0,5° С. При большем смещении стрелки прибора в крайних точках шкалы необходимо корректировать сопротивления регулировочных резисторов R11 и R12 с проверкой характеристики R=f(t).

Для снятия характеристики R = f(t) необходимо иметь следующее:

  • холодильную установку, позволяющую получить в термостате температуру -30° С;
  • термостат (рис. 198) со змеевиком от холодильной установки, электроподогревателем и мешалкой, наполненный трансформаторным маслом или уайт-спиритом и работающий в пределах температур от +50 до -30° С;
  • два лабораторных стеклянных ртутных термометра, один от +50° до 0° С и второй от + 20° до -30° С с погрешностью не более ±0,1° С;
  • колодку для крепления термисторов паянием, опускаемую в термостат;
  • переключатель измерения сопротивления термисторов (на 10 шт.);
  • измерительный мост постоянного тока класса 0,2 или 0,1 типа МО-62.

Схема термостата

Рис. 198 – Схема термостата: 1 – внешний сосуд; 2 – теплоизоляция; 3 – внутренний сосуд; 4 – электронагреватели; 5 – змеевик холодильной установки; 6 – мешалка; 7 – вал; 8 – шпилька; 9 – термометр; 10 – термистор; 11 – крышка; 12 – шкив привода мешалки

Термисторы подключают к колодке выводами на расстоянии не менее 15 мм от корпуса и опускают в термостат. Включают холодильную установку или электроподогреватель, по термометру устанавливают крайнюю контрольную температуру с точностью ±0,1° С. После некоторой выдержки в термостате при постоянной температуре термисторы поочередно подключают к измерительному мосту и записывают их сопротивление. Затем снова включают холодильную установку или электроподогреватель и по термометру устанавливают контрольную температуру на 5° С выше или ниже начальной. Таким образом, процесс измерения сопротивлений термисторов продолжают до другой крайней контрольной температуры через каждые 5° С.

После снятия характеристик термисторы отпаивают от колодки, протирают, нумеруют (ставят порядковый номер и номер партии) и закрепляют на карточке, где указывают номер партии и пределы температур снятия характеристик (±15; ±20; ±25 или 0...50°С). Для работы в одной группе можно подбирать термисторы, сопротивление которых при одинаковой температуре отличается не более чем на ±50 Ом от среднего значения сопротивления.

При подборе регулировочных резисторов к термисторам могут встретиться два случая. В первом случае заменяют всю группу термисторов вместе с микроамперметром. Сопротивления подбирают на специальном стенде, собранном по мостовой измерительной схеме (рис. 199), в которой вместо R4, Rп Rt включен комплект резисторов, а гальванометром служит микроамперметр на 100 мкА. В зависимости от назначения и номинального сопротивления термисторов с учетом пределов измеряемой температуры мост вначале балансируют по средним контрольным значениям сопротивлений Rt, Rн, R4, приведенным в паспорте, с регулировкой питающего напряжения потенциометром и установкой стрелки на 100 мкА. Затем комплектом резисторов, имитирующим Rt, по имеющейся характеристике устанавливают сопротивление первого термистора при заданных значениях температуры.

Схема стенда для подбора термисторов

Рис. 199 – Схема стенда для подбора термисторов: Б – источник питания; R1 – реостат; R2, R3 – плечевые резисторы; R4, Rн – регулировочные резисторы; Rт – термистор

Во втором случае заменяют один или несколько термисторов для совместной работы с ранее подобранными комплектами на один измерительный прибор. Сопротивления подбирают непосредственно на снятом с поезда или секции рабочем щите, к которому вместо Rt, R4, Rп подключают комплект резисторов типа R33 класса точности 0,2.

Причины появления неисправностей и недопустимых погрешностей показаний электроизмерительных приборов в системах контроля температуры весьма разнообразны. Наиболее характерные из них – естественный износ кернов и подпятников, нарушение балансировки подвижной части, короткие замыкания в рамках, обмотках и резисторах, обгорание клемм, механические повреждения и деформация частей прибора, проникновение пыли внутрь прибора из-за недостаточной герметичности корпуса, поражение коррозией отдельных деталей и нарушение нормальной работы приборов из-за воздействия агрессивных газов и паров. Большинство измерительных приборов, находившихся в эксплуатации, нуждается только в мелком или среднем ремонте, и лишь незначительная их часть (около 3...5%) подлежит капитальному ремонту.

Для ремонта и проверки измерительных приборов необходимо иметь комплект контрольных приборов и оборудования:

  • потенциометры постоянного тока для проверки приборов высоких классов точности;
  • стенды трехфазного тока для регулирования и проверки ваттметров;
  • одинарные и двойные мосты для измерения сопротивлений;
  • стенды постоянного и переменного тока для массовой проверки амперметров и вольтметров;
  • стенды для испытания изоляции проводов, набора регулирующих устройств и элементов;
  • источники постоянного и переменного тока промышленной и повышенной частоты;
  • стабилизаторы напряжения;
  • часовой токарный и сверлильный станки;
  • набор слесарного инструмента.

Подвижные части электроизмерительных приборов имеют опору типа керн – камень. Опора должна обеспечивать минимальный момент трения, что в значительной степени обусловлено качеством рабочих поверхностей деталей. Керны изготовляют из прутков высококачественной углеродистой стали У8А...У12А диаметром 0,25…0,75 мм. Длина готового керна 3...6 мм. Один конец керна затачивают на конус под углом 55...60°. Вершину конуса закругляют радиусом до 0,1 мм в соответствии с закруглением гнезда в камне. Отношение радиуса закругления камня R (рис. 200) к радиусу закругления керна r должно быть не менее 3:1.

Положение керна в камне

Рис. 200 – Положение керна в камне

После ремонта приборы собирают, последовательно устанавливая и закрепляя все узлы – измерительный механизм, отсчетное устройство, элементы измерительной системы, зажимы, переключатели и пр. Затем производят паяние деталей, между которыми должно быть электрическое соединение. Место паяния необходимо хорошо прогреть паяльником, чтобы обеспечить расплавление припоя и затекания его в зазоры между соединяемыми деталями. При недостаточном прогреве соединения ухудшается текучесть припоя, перегретый же припой теряет капиллярные свойства и скатывается с места паяния.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика