Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Транспортная энергетика (хладотранспорт) Минимаркер Ремонт электрической аппаратуры

Ремонт электрической аппаратуры

Страница 3 из 5

Основными факторами, определяющими надежную работу электрических аппаратов, являются условия эксплуатации и электрические режимы их работы. Условия эксплуатации характеризуются значительными температурными колебаниями окружающего воздуха в диапазоне от -50 до +50°С и влажностью, которая иногда, достигает 95...98%, наличием агрессивной среды (аммиака, рассола, дизельного топлива), значительной запыленностью окружающей среды, постоянной тряской и вибрацией. Большая часть неисправностей приходится на контактную группу.

Наиболее вероятными причинами нарушения контакта (замкнутого состояния) могут быть:

  • деформация контактных пружин;
  • износ контактов;
  • внешние механические воздействия (вибраций и удары);
  • окислительные процессы на поверхности;
  • загрязнение контактов;
  • нарушение регулировки;
  • подгар контакта.

От силы нажатия электрических контактов зависят износостойкость и срок их службы. Недостаточное нажатие контактов приводит к их перегреву и подгоранию, повышение температуры контактных платин способствует окислению контактирующих поверхностей, уменьшению пружинящих свойств отклоняющих пружин, к снижению физических свойств изолирующих материалов и уменьшению величины пробивного напряжения подводящих проводов.

Для контакторов, работающих с большими токовыми нагрузками, особое значение имеет контроль профиля контактов. Изменение профиля приводит к уменьшению контактируемой поверхности, что обусловливает повышение плотности тока по сечению контакта и вызывает их повышенный нагрев.

О неисправности контактора свидетельствует также сильное гудение и вибрация магнитной системы. Причиной гудения может быть:

  • плохое прилегание якоря к сердечнику;
  • повышенная жесткость контактных пружин;
  • наличие короткозамкнутых витков;
  • несоответствие характеристики катушки установленным нормам;
  • нарушение шихтовки магнитопровода.

Если гудение значительное, следует снять отпечаток прилегания якоря. Для этого на поверхность касания ярма кладут бумагу и включают контактор или реле. В случае выявления перекосов производится регулировка с помощью специальных болтов, а при необходимости – шлифование полюсов.

Тяговые катушки реле, магнитных пускателей и контакторов выходят из строя в результате перегорания или обрыва обмотки. Перегорание катушки вследствие перегрева или межвитковых замыканий устанавливается при испытании аппарата на стенде.

Поступившие в ремонт реле осматривают, проверяют на стенде и разбирают. Перед ремонтом электрическую аппаратуру очищают от пыли сжатым воздухом. Затем проверяют на стенде и контролируют состояние проводов внутреннего монтажа электроаппаратов. Провода с поврежденной, хрупкой или потрескавшейся изоляцией, а также обрывами жил заменяют новыми. Сопротивление изоляции проводов, проверенное мегомметром напряжением 500 В, должно быть не менее 1 МОм. На всех проводах восстанавливают маркировку в соответствии с обозначениями на монтажных схемах. Осматривают наконечники, негодные заменяют.

Электромагнитные катушки электрических аппаратов осматривают, при этом катушки, имеющие видимые повреждения изоляции, надломы или обрывы выводных концов, следы нагрева обмотки ремонтируют. Неисправную изоляцию заменяют, дефектные выводные концы перепаивают.

Катушки, имеющие обрыв или межвитковые замыкания, перематывают. Диаметр, марка и класс изоляции провода должны соответствовать обмоточным данным. Катушки наматывают на различных станках:

  • намоточных автоматах;
  • полуавтоматах;
  • ручных намоточных станках.

Намоточные автоматы имеют устройства, позволяющие укладывать обмоточный провод правильными рядами и изменять частоту вращения шпинделя, счетчики оборотов, устройство для регулирования натяга провода, необходимого для качественной намотки (при повышенном натяге возможен обрыв провода, врезание его между витками нижележащих слоев, а при недостаточном натяге – плохое заполнение обмоточного пространства). Намоточные автоматы дополнительно снабжены приспособлениями для прокладки изоляции между слоями, остановки станка при обрыве провода.

Полуавтоматы отличаются от автоматов отсутствием одного или нескольких приспособлений, например отсутствием приспособления для автоматической прокладки изоляции между слоями.

Ручные намоточные станки применяются при небольшом объеме ремонта. Технология намотки на станках определяется конструкцией катушки. Каркасные катушки наматывают на специальной оправке, имеющей форму внутреннего отверстия каркаса; оправку закрепляют в шпинделе станка. Бескаркасные катушки наматывают на разъемных шаблонах. Наружный контур шаблона определяется размерами катушки и толщиной наружной изоляции, укладываемой на катушку после снятия ее с шаблона.

После намотки производят пропитку и сушку обмоток. Катушки пропитывают, погружая их в изоляционный лак. Пропитка повышает электрическую прочность и уменьшает гигроскопичность изоляций, что увеличивает срок их службы. Перед пропиткой катушки сушат в течение 1...4 часов при температуре 100...105°С, затем погружают в лак и выдерживают в нем до окончания выделения пузырьков воздуха, но не менее 6 минут. Затем катушки выдерживают над ванной для стекания лака и помещают их в печь для просушивания. Для пропитки обмоточных проводов катушек, напряжения контакторов и магнитных пускателей рекомендуется использовать лак 88, а для верхнего покрытия – лак ГФ-92-ХС, для катушек напряжения реле автоматики – лак 92 и ГФ-92-ГС.

После ремонта катушки измеряют (определяют наружные размеры и сопротивление обмотки, которое не должно отличаться от паспортного более чем на 25%). В соответствии с действующими правилами на ремонт рефрижераторного подвижного состава для некоторых типов электрических аппаратов допускается отклонение омического сопротивления от номинального до 10%. Число разновидностей контакторов, магнитных пускателей и реле, используемых на рефрижераторном подвижном составе, достаточно велико, поэтому приведем технические данные наиболее распространенных типов реле и контакторов. Сопротивление обмоток реле РМН должно быть 18,2 Ом, РВМ –80 Ом, РХ95е – 51 или 700 Ом соответственно для катушек, изготовленных на напряжение 12 В, постоянного тока и 220 В переменного тока.

При сборке реле катушка должна быть надежно закреплена на магнитопроводе с помощью прокладок и листовых пружин, обеспечивающих тугую посадку катушки.

Основными узлами электрических аппаратов, которые в эксплуатации наиболее подвержены износу и выходу из строя, являются контактные соединения. В контакторах, магнитных пускателях и реле применяют различные типы контактов: пластинчатые, фасонных сечений и точечные. В электрических аппаратах с пластинчатыми контактами и фасонных сечений, рассчитанными на работу с большими токовыми нагрузками, осуществляют контроль профилей контактов. В процессе ремонта определяют динамометром силу контактного нажатия. Для этого полоску из бумаги прокладывают между подвижным контактом и его упором, затем с помощью петли из прочной нити зацепляют динамометр за подвижный контакт в месте соприкосновения контактов. Оттягивая подвижный контакт динамометром, устанавливают силу, при которой полоска бумаги свободно выходит из-под контактов (рис. 194, а), что соответствует начальному контактному нажатию, и вытягивается с усилием (рис. 194, б), что соответствует конечному контактному нажатию. Начальное и конечное нажатие должно соответствовать техническим данным для ремонтируемого электрического аппарата. Сила нажатия контактов реле должна быть 2...3 Н.

Измерение начального и конечного контактного нажатия

Рис. 194 – Измерение начального (а) и конечного (б) контактного нажатия

Замена контактов у контакторов типа КД

Рис. 195 – Замена контактов у контакторов типа КД

При поломке каких-либо деталей, при полном износе контактных напаек и при износе подвижных и неподвижных деталей, когда наблюдается их значительные перекосы, блок-контакты заменяют.

Для замены неподвижных контактов у контакторов типа КД (рис. 195) необходимо снять дугогасительную камеру, отвинтить крепежный винт (1) и вынуть контактную перемычку (2), при замене подвижного контакта (3) вынуть из толкателя (4) пружину (5) и, поворачивая ее, свободно освободить контактную перемычку.

Силовые и блокировочные контакты, имеющие забоины и заусенцы, следы оплавления и нагара, зачищают надфилем, стальные и медные контакты – шлифовальной шкуркой № 00 или № 000. Посеребренные блокировочные контакты протирают мягкой тканью, смоченной в спирте или бензине.

Контакты можно восстанавливать путем наплавки. Силовые контакты наплавляют медью, блокировочные припоем ПСР45 или серебром. После наплавки проверяют правильность профиля и соединение контактной поверхности.

При установке блок-контактов необходимо обеспечить одновременность замыкания и размыкания мостикового блок-контакта, четкое (без задержки в каком-либо положении) перекидывание контакта и перекидного блок-контакта при отключении и включении контактора.

При сборке отремонтированных электрических аппаратов не разрешается подгибать детали; соприкасаемые поверхности, особенно в шарнирных соединениях, должны быть тщательно обработаны. Крепежные детали (винты, болты, гайки) должны быть зачищены от заусенцев, иметь исправную резьбу и покрытие наружных поверхностей в соответствии с чертежом (гальваническое, лакокрасочное и другое). На собранном аппарате выступающая часть винтов должна быть не менее 1...2 ниток резьбы, но не более диаметра болта. Пружины должны иметь характеристики и размеры, указанные в чертежах. Растягивать пружины не допускается.

Неразмыкаемые соединения должны быть надежно соединены. При сборке винтовых соединений могут применяться тарированные (предельные) ключи, позволяющие производить затягивание болтовых соединений с заданным усилием. Особое внимание должно быть обращено на правильную установку и надежное крепление деталей контактного узла (неподвижных контактов, изоляторов и т. п.).

При монтаже дугогасительных устройств необходимо обращать внимание на тщательную сборку и установку их в аппарате. Дугогасительные камеры должны свободно надеваться на аппараты и надежно закрепляться; стенки, перегородки и другие детали не должны касаться подвижных частей аппарата.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика