Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Транспортная энергетика (хладотранспорт) Минимаркер Реле давления и контроля смазки

Реле давления и контроля смазки

Страница 3 из 14

Реле давления (РД) представляет собой прибор, преобразующий импульсы давления в электрические импульсы путем замыкания и размыкания тока в управляющей цепи с помощью контактной системы. Реле давления могут быть одноблочные и двухблочные.

Одноблочные реле давления имеют один чувствительный элемент (сильфонный блок), воздействующий на контактную группу. По своему назначению одноблочные реле бывают низкого и высокого давления. Первые предназначены для контроля за давлением на стороне всасывания компрессора, вторые – на стороне нагнетания.

Двухблочное реле давления позволяет контролировать одновременно низкое и высокое давления. Оно имеет два чувствительных элемента (сильфона) – низкого давления (прессостат) и высокого давления (маноконтроллер). Прессостат служит для поддержания в испарителе давления и температуры кипения в определенных пределах. Его присоединяют ко всасывающему трубопроводу компрессора. Прессостат включает и выключает электродвигатель компрессора в зависимости от давления в линии всасывания установки.

Маноконтроллер предназначен для контролирования максимального давления на линии конденсации. Этот прибор присоединяют к нагнетательному трубопроводу холодильной установки. Маноконтроллер автоматически выключает компрессор при давлении в конденсаторе выше допустимого и защищает холодильную установку от чрезмерного увеличения давления нагнетания.

Прессостат и маноконтроллер объединены в общий корпус (стальную коробку) и действуют на одну и ту же систему электрических контактов, связанных с магнитным пускателем, который управляет работой электродвигателя компрессора.

Прессостат реле давления типа РД-1 (рис. 1) через штуцер (4) присоединен к всасывающему трубопроводу компрессора. Давление всасывания передается на сильфон (3). При высоком давлении сильфон сжимается и связанная с ним игла (2) нажимает на двуплечий рычаг (1), преодолевая сопротивление пружины (15). Рычаг поворачивается вокруг оси по часовой стрелке и перемещает вниз тягу дифференциала (16). В результате происходит замыкание главного контактного винта (6) и вспомогательных контактов (8) и двигатель компрессора включается.

Реле давления типа РД-1

Рис. 1 – Реле давления типа РД-1: 1 – двуплечий рычаг; 2 – игла; 3 – сильфон; 4 – штуцер; 5 – рычаг; 6 – главный контактный винт; 7 – магнит; 8 – вспомогательные контакты; 9 – текстолитовая планка; 10 – токонесущая пластинка; 11 и 14 – регулировочные винты; 12 – регулировочная пружина; 13 – гайка регулировочной пружины; 15 – пружина двуплечего рычага; 16 – тяга дифференциала

Рамка контактодержателя шарнирно прикреплена к панели из изоляционного материала, на ней находится токонесущая пластинка (10). На панели установлен постоянный подковообразный магнит (7) и покрытый серебром главный контактный винт с двумя вспомогательными контактами.

При снижении давления во всасывающей линии компрессора нажатие иглы на рычаг уменьшается. Под действием пружины (15) рычаг поворачивается против часовой стрелки, а дифференциал идет вверх. При этом электрические контакты размыкаются и компрессор останавливается.

Регулируют прессостат с помощью винтов (11) и (14): первым устанавливают давление включения, вторым – давление выключения.

Сильфоны маноконтроллера и прессостата отличаются только размерами. При опасном давлении сильфон сжимается и через иглу передает давление на рычаг (5), который поворачивается против часовой стрелки, преодолевая сопротивление регулировочной пружины (12). Таким образом, движение иглы передается механизму мгновенного выключения электроцепи. Толкатель этого механизма упирается в текстолитовую планку (9), укрепленную на конце токонесущей пластинки, и электрическая цепь разрывается.

Для предохранения электродвигателя от перегрева в магнитный пускатель вмонтировано тепловое реле, которое при чрезмерном повышении температуры обмотки автоматически размыкает цепь и двигатель выключается.

Сильфоны и мембраны для фреоновых приборов изготовляют из цветных металлов, для аммиачных приборов – из стали.

В 5-вагонных секциях постройки завода ГДР применяют реле давления типа МР-15 фирмы «Данфосс» (рис. 2), которое относится к однополюсным электропереключателям. Оно включает и выключает небольшие холодильные компрессоры, работающие на хладоне-12, фреоне-22, метилхлориде и аммиаке. В этом приборе, как и в реле РД-1, имеются прессостат и выключатель максимального давления.

Прессостат-маноконтроллер типа МР-15

Рис. 2 – Прессостат-маноконтроллер типа МР-15: 1 – ниппель; 2 – сильфон низкого давления; 3 – сильфон высокого давления; 4 – гайка для регулировки натяжения пружины; 5 – шпиндель регулировки давления выключения; 6 – маховик установки диапазона давления; 7 – шпиндель регулировки давления включения; 8 – электроконтактное устройство

Пыленепроницаемый кожух прибора изготовлен из стали. Сильфон и контактное устройство заземляются. Сильфон для фреона (хладона) и хлорметила выполнен из томпака, а сильфон для аммиака – из сплава серебра. Прибор имеет шкалы, соответствующие диапазонам давления включения и выключения компрессора. Настройка диапазонов шкал независимая.

Прибор является комбинацией прессостата и предохранительного переключателя. Прессостат регулируют двумя шпинделями (установочными винтами), одним из которых устанавливают минимальное давление пуска холодильной установки, а другим – дифференциал прибора. Шпиндели можно поворачивать на угол около 300°. Прибором МР-15 также можно оттаивать иней на испарителе. Для этого прибор настраивают на включение компрессора при давлении, соответствующем 2° С, и блокируют шпиндель зажимной пластиной (8). После этого устанавливают температуру выключения.

Электрические контакты прибора изготовлены из специального серебряного сплава, а для рычагов и пластинчатой пружины применен бериллий.

Кроме двухблочных реле типов РД-1, МР-15 существуют и одноблочные, в которых имеется один чувствительный элемент (сильфонный блок), воздействующий на контактную группу. По назначению одноблочные реле бывают низкого давления, устанавливаемые на стороне всасывания компрессора, и высокого давления – на стороне нагнетания.

Например, датчик реле давления РД-1Б-01 предназначен для защиты компрессора холодильной установки 5-вагонной секции постройки секции БМЗ от чрезмерного падения давления всасывания, а датчик реле давления РД-2Б-03 – для защиты компрессора от повышенного давления нагнетания. Оба прибора изготовлены в виброустойчивом и влагонепроницаемом исполнении. Контакты реле РД-1Б-01 размыкаются при давлении 0,7 кгс/см2 и замыкаются при повышении давления на величину установленного дифференциала (разность перепадов давлений замыкания и размыкания) 0,6 кгс/см2. Контакты прибора РД-2Б-03 размыкаются при давлении свыше 15 кгс/см2 и замыкаются при понижении давления на величину дифференциала 2,5 кгс/см2. Контакты реле включены в электрическую цепь компрессора и при их размыкании выключается вся холодильная установка.

Детали прибора РД-1Б-01 (рис. 3, а, б) смонтированы в литом корпусе (7) из алюминиевого сплава. Брызгонепроницаемость в местах соединений достигается благодаря применению резиновых колец и прокладок. Трубка (7), в которой контролируется давление, прикреплена к прибору штуцером (2). Для подключения прибора к электрической цепи имеется штепсельный разъем (24), а для заземления – винт (23). Рычажное устройство прибора состоит из рычагов (21, 22, 27) и узла неподвижных контактов (19). В стакане (3) размещена система деталей, обеспечивающих контроль за давлением, пружина (5), опора (6) и чувствительный элемент – сильфон (4), к дну которого прикреплен шток (8).

Головка рычага (22) соединена с верхним концом пружины (15) механизма переключателя (18). Нижний конец пружины шарнирно связан с ушком механизма переключателя, укрепленного на ножевых опорах подвижной контактной группы (20) (в приборе РД-2Б-03 верхний конец пружины закреплен в шарнире на панели). На приборах две шкалы, выполненные на общей пластине: правая (10) для настройки диапазона контролируемых давлений, левая (12) – дифференциала. Переключатель настройки давлений размыкания контактов состоит из пружины (25), указателя (16) и винта (14), который фиксируется стопорной планкой (13). В переключатель настройки дифференциала входят пружина (26), указатель (9), винт (11) и рукоятка установки указателя. Степень растяжения пружины (26) определяет величину дифференциала, а степень сжатия пружины (25) – величину давления размыкания контактов прибора.

Реле давления РД-1Б-01

Рис. 3 – Реле давления РД-1Б-01 (а) и его схема (б)

Принцип действия реле основан на уравновешивании силы, создаваемой давлением паров хладагента на дно сильфона, силами упругой деформации пружин и сильфона. При изменении давления свободный конец сильфона перемещается и действует на рычажный механизм, который замыкает или размыкает контакты электрической цепи.

Давление контролируемой среды создает усилие, которое воздействует на шток (8) и уравновешивается силой упругой деформации пружины (25). Если давление выше величины, установленной на шкале настройки (10), то сильфон сжимается и шток перемещается вверх, поворачивая рычаги (21) и (22) по часовой стрелке. В момент, когда конец рычага (21) дойдет до выступа в окно рычага (27), начнет работать узел дифференциала. Дальнейшему перемещению механизма препятствует усилие пружины (26). Изменение давления контролируемой среды на величину дифференциала вновь приводит к равновесию сил в механизме прибора. Последующее повышение давления вызывает перемещение рычагов (21) и (22). При этом ось пружины механизма переключателя (18) совмещается с осью переключателя и пересекает ее, в результате чего подвижные (20) и неподвижные (19) контакты замыкаются. При снижении давления контакты разомкнутся, и детали механизма переместятся в обратном направлении.

Прибор РД-2Б-03 работает аналогично прибору РД-1Б-01 с той лишь разницей, что узел дифференциала включается при движении рычагов (21) и (22) против часовой стрелки, при этом контакты срабатывают на замыкание.

Дифференциальное реле (реле контроля смазки)

Реле контроля смазки (реле разности давлений) предназначено для контроля давления масла в системе смазки компрессора. Контакты прибора размыкаются при разнице давлений 0,98·105 Па и замыкаются при повышении перепада давлений на величину дифференциала. Дифференциал, не регулируемый в диапазоне температур окружающего воздуха от 0 до +60°С, составляет не более 0,29·105 Па.

Реле контроля смазки РКС-1Б (рис. 4) применяется в 5-ва-гонной секции БМЗ. Оно виброустойчивое и брызгонепроницаемое. В нижней части корпуса (7) есть штепсельный разъем (21) для подключения к электрической цепи и винт (20) для заземления прибора. Кроме того, винтами к корпусу прикреплены два чувствительных элемента (4) и (12), в которых расположены опора (6), сильфоны (5), связанные между собой штоком (11). Чувствительные системы прибора соединяют с помощью штуцеров (3) и накидных гаек (2) с трубопроводами (1), в которых контролируется перепад давлений.

реле давления РКС-1Б

Рис. 4 – Реле давления РКС-1Б (а) и его схема (б)

В корпусе смонтированы также рычажный механизм и узел настройки. Рычажный механизм состоит из рычагов (8) и (18), подвижных контактов (16) и прикреплен к основанию корпуса двумя винтами (15). Головка рычага (8) соединена с верхним концом пружины (13), нижний конец которой связан с ушком переключателя (14). Узел настройки объединяет пружину (25), винт (24), указатель (10) и планку шкалы (9). Винт (24) фиксируется стопором (23).

Давление в нижнем чувствительном элементе (4), который соединен со стороной нагнетания масляного насоса, будет больше, чем в верхнем, сообщающемся с картером компрессора. При заданном перепаде величина этих давлений уравновешивается усилием пружины (25), и контакты (17), (22) прибора замкнуты. При снижении перепада до величины, установленной на шкале, пружина (25) поворачивает рычаги (8) и (18) против часовой стрелки. Ось пружины (19) пересекает ось переключателя (14), и контакты размыкаются. При повышении перепада давлений на величину дифференциала детали механизма перемещаются в обратном направлении и контакты замыкаются.

Дифференциальное реле давления фирмы «Данфосс» (рис. 5) применяется для остановки компрессора в случае снижения давления масла в системе. На корпусе (7) прибора установлены два сильфона (2) и (10), соединенные трубопроводами (1) и (11) с двумя частями системы, где необходимо контролировать перепад давлений. Большинство деталей прибора сходно по конструкции с соответствующими деталями реле МР-15.

Через трубопровод (1) прибор подключают к картеру компрессора, а через трубопровод (11) – к системе смазки. Натяжение пружины (3) регулируют маховиком (5). Если давление масла в системе станет выше, чем в картере, на минимально допустимую величину, сильфон (10) преодолеет силу натяжения пружины (3) и сильфон (2) даст импульс замыкания контактов (14).

Дифференциальное реле давления

Рис. 5 – Дифференциальное реле давления

При уменьшении давления в системе смазки пружина (3) переместит шпиндель (4) вниз, верхний упор (6) шпинделя повернет рычаг (13) и контакт (14) разомкнётся (электродвигатель компрессора выключится). Таким образом, этот прибор реагирует не на абсолютное давление, а на разность давлений.

Если перепад давлений возрастет, после того как компрессор был выключен, то усилие, создаваемое увеличившимся давлением, переместит шпиндель (4) вверх и нижний упор (8) снова замкнет контакт (14).

Увеличение разницы давлений со стороны двух сильфонов, необходимое для повторного включения, то есть дифференциал прибора, зависит от расстояния между упорами, регулируемого поворотом гайки (9).

Для предупреждения слишком частого включения и отключения компрессора при изменении давления масла в электрическую цепь часто подключают реле времени, чтобы задержать повторный пуск машины на некоторое время. Подключающие провода вводят в прибор через втулку (12).

В электросхеме 5-вагонной секции постройки ГДР применяют два реле времени. Одно предназначено для выдержки времени между пуском вентилятора конденсатора и вентилятора компрессора, а другое – для выдержки времени между пуском компрессора и включением реле давления масла.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика