Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте (АТС) Минимаркер Стрелочный электропривод СП-6 и СПВ-6

Стрелочный электропривод СП-6 и СПВ-6

Цель: изучение конструкции стрелочных электроприводов, применяемых при ЭЦ стрелок и сигналов.

Стрелочный электропривод предназначен для перевода, замыкания и контроля четырех положений остряков стрелочного перевода – нормального (плюсового), переведенного (минусового), промежуточного (среднего) и взреза.

По способу восприятия взреза стрелочные электроприводы делятся на невзрезные и взрезные. Взрезные приводы имеют устройство, предотвращающее разрушение механизма привода при взрезе. Невзрезные приводы не имеют такого устройства, благодаря чему они просты и надежны, но при взрезе повреждаются.

Взрез – принудительный перевод стрелки ребордами колес подвижного состава при пошерстном движении (нештатная поездная ситуация).

Устройство невзрезного стрелочного электропривода СП-6

Невзрезной стрелочный электропривод СП-6

Рис.1 Невзрезной стрелочный электропривод СП-6

1 – корпус;

2 – электродвигатель постоянного или переменного тока;

3 – редуктор со встроенным в том же блоке фрикционным сцеплением – 4;

5 – блок автопереключателя;

6 – главный вал с шиберной шестерней;

7 – шибер с кулачковым запирающим механизмом;

8 – контрольные линейки;

9 – курбельная заслонка.

Корпус электропривода размещается на двух фундаментных угольниках, прикрепленных к рамным рельсам. С боковых сторон имеются отверстия для выхода шибера и контрольных линеек, а также для ввода в привод проводов.

Электродвигатель служит для преобразования электрической энергии в механическую. Поскольку якорь (ротор) электродвигателя вращается с высокой скоростью при небольшом моменте, то для уменьшения скорости вращения и увеличения вращающего момента используется редуктор.

Фрикционное сцепление предназначено для защиты электродвигателя от перегрузок.

Блок автопереключателя служит для подключения (отключения) цепей управления электродвигателем и цепей контроля положения стрелки. Он состоит из двух подвижных и четырех неподвижных контактных колодок, расположенных по обе стороны от главного вала. На каждой подвижной колодке имеются три контактных ножа. Они врубаются между неподвижными контактами, что приводит к замыканию соответствующих электрических цепей. Контакты делят на рабочие и контрольные. Рабочие для работы электродвигателя, контрольные для контроля положения стрелки. В начале перевода стрелки перемещается одна из подвижных колодок, размыкая группу контрольных контактов и замыкая рабочую группу, тем самым, подготавливая схему для обратного перевода стрелки. В конце перевода стрелки перемещается другая подвижная колодка. В результате размыкаются рабочие контакты, что приводит к разрыву цепи электродвигателя и его остановке. Контрольные контакты замыкаются, и как следствие на табло у дежурного появляется контроль нового положения стрелки.

Контрольные контакты должны замыкаться только тогда, когда фактическое положение остряков соответствует требованиям ПТЭ. Это проверяется с помощью контрольных линеек (1) (рис.2). Они имеют вырезы. Рычаг (3), перемещающий подвижные контактные колодки, имеет клювообразный выступ. При правильном положении контактных линеек клювообразный выступ западает в вырезы линеек и контакты (4) замыкаются.

Кулачковый запирающий механизм

Рис.2 Кулачковый запирающий механизм

После окончания процесса перевода электропривод осуществляет непрерывный контроль положения остряков. Перемещение какой-либо контрольной линейки (при взрезе стрелки или механическом повреждении рабочих и контрольных тяг) приводит к перемещению клювообразного рычага и связанной с ним подвижной контактной колодки.

Шибер электропривода перемещает по средствам рабочей тяги остряки стрелочного перевода. При движении подвижного состава остряки и рельсы испытывают значительные нагрузки и совершают вертикальные и горизонтальные колебания. Во избежание зазора между остряком и рамным рельсом необходимо запереть (зафиксировать в крайнем положении) остряки. Запирание происходит посредствам шиберной шестерни на главном валу. Шиберная шестерня и шибер имеют обычные зубья и запирающие (специальной формы). Пока остряки не дошли до рамного рельса, шибер находится в промежуточном положении, то обычные зубья шиберной шестерни находятся в зацеплении с обычными зубьями шибера. В этом положении шибер не заперт, принудительное воздействие на остряки приведет к перемещению шибера и соответствующему вращению шиберной шестерни.

При окончании процесса перевода стрелки шибер останавливается, шиберная шестерня проворачивается еще на угол 16о. Скошенный запирающий зуб шиберной шестерни упирается в скошенный запирающий зуб шибера и становится в «мертвую точку». В результате движение шибера при механических воздействиях невозможно.

В начале процесса перевода стрелки происходит отпирание шибера. Шиберная шестерня начинает движение раньше. Запирающий зуб шибера отходит от запирающего зуба шиберной шестерни. После поворота главного вала на 20о обычнее зубья шестерни входят в зацепление с обычными зубьями шибера. Он начинает движение.

Курбельная заслонка отключает электродвигатель от кабельной линии при ручном (курбельном) переводе. Для вставления курбеля, необходимо опустить курбельную заслонку. Блок-контакт (внутри привода) размыкается и отключает цепь управления электродвигателем. Исключается возможность вращения двигателя и отпирания шибера в случаях попадания постороннего тока в кабель (при его повреждениях).

Внутри корпуса привода имеется специальная защелка, препятствующая поднятию заслонки. Поднять курбельную заслонку и подключить электродвигатель можно только открыв крышку стрелочного привода специальном ключом.

Для предотвращения образования иния на контактах автопереключателя имеется обогревательное устройство.

Номер стрелки обозначается на торцевой части со стороны курбельной заслонки, также имеется указатель нормального (+) положения стрелки в виде нарисованной стрелы (à) – острие показывает направление движения шибера при переводе стрелочного перевода в плюсовое положение.

Устройство взрезного стрелочного электропривода СПВ-6

Большинство элементов взрезного электропривода СПВ-6 имеют такое же назначение как и у невзрезного привода. Редуктор без внешнего корпуса. Для сжатия дисков фрикционного сцепления использована цилиндрическая пружина.

В отличие от СП-6, где оба остряка жестко связаны между собой связной тягой, и переводятся одним шибером, взрезной электропривод СПВ-6 осуществляет разделенный ход остряков. Для этого имеется два шибера (1) и (2) (см. рис. 3)

Схема взрезного стрелочного электропривода СПВ-6

Рис. 3 Схема взрезного стрелочного электропривода СПВ-6

Каждый шибер соединен с соответствующим остряком. На боковых поверхностях имеются пальцы (3) и (4), с помощью которых один шибер может воздействовать на другой. На главном валу находятся две шиберные шестерни (5) и (6).

При нахождении стрелки в крайнем положении заперт только один шибер (ток, который соединен с прижатым остряком (1)). Другой (2) не заперт.

При переводе стрелки начинается вращение главного вала (7). Шибер (1) неподвижен, запирающий зуб вращающейся шиберной шестерни (5) отходит от запирающего зуба шибера, начинается процесс отпирания. Одновременно с этим шибер (2) перемещается на 13 мм (под действием шиберной шестерни (6)), следовательно, палец (4) упирается в палец (3) шибера (1). Дальнейшее передвижение шиберов производится совместно.

В конце процесса шибер (2) останавливается, шиберная шестерня (6) запирает его, шибер (1) продвигается под действием шиберной шестерни (5) чуть дальше.

При пошерстном приближении подвижной единицы к стрелке, установленной в неправильное положение, реборды колесных пар сначала воздействуют на незапертый отжатый остряк. В результате перемещается остряк и соответствующий шибер, следовательно, и шиберная шестерня и главный вал. Расположенная на главном валу другая шиберная шестерня отпирает соответствующий шибер. В результате оба остряка перемещаются в другое положение.

Одним из основных элементов взрезного электропривода СПВ-6 является взрезной барабан (8), обеспечивающий гибкую связь между главным валом и редуктором. Внешняя часть взрезного барабана (1) (рис. 4) выполнена в виде полого цилиндра и управляется зубчатым колесом редуктора. Внутренняя часть жестко соединена с главным валом и содержит два ползуна (2). Они под действием взрезных пружин (3) прижимаются к внутренней стороне барабана. Ролики ползунов (4) входят в овальные пазы на внутренней поверхности барабана. Это упругое соединение редуктора и главного вала.

Схема взрезного барабана

Рис. 4 Схема взрезного барабана

Для нарушения сцепления между внутренней и внешней частями барабана требуется усилие 10 – 13 кН (прилагаемое к незапертому шиберу). Тяговое усилие при переводе стрелки – 4 кН. Поэтому при обычном переводе стрелки, сцепление между внутренней и наружной частями барабана, не нарушается.

При взрезе стрелки внешняя часть барабана удерживается в неподвижном положении рычагом (5). Внутренняя часть начинает начинает двигаться под действием главного вала. Ролики ползунов, преодолевая усилие взрезных пружин, выходят из пазов внутренней поверхности барабана. Фиксатор, расположенный на барабане со стороны главного вала, западает в барабан, фиксируя срабатывание взрезного устройства.

Взрез приводит к перемещению подвижных контактных колодок автопереключателя в среднее положение. Все контакты разомкнуты, на табло дежурного теряется контроль стрелки и звенит звонок.

Нарушенное взрезное сцепление восстанавливает электромеханик.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика