Главная Минимаркер Железнодорожный транспорт Минимаркер Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте (АТС) Минимаркер Радиосвязь на железнодорожном транспорте

Радиосвязь на железнодорожном транспорте

Радиосвязь на железнодорожном транспорте возникла в 1929 году для организации управления движением поездов в виде поездной радиосвязи (ПРС).

Вблизи поездного диспетчера устанавливалась радиостанция с антенной, а вторая радиостанция устанавливалась на всех движущихся единицах подвижного состава. При этом распространение сигнала происходило за счет сферических волн между диспетчерским пунктом и подвижной радиостанцией.

Схема распространения сигнала

На первых этапах использовался гектометровый диапазон волн (от 100 до 1000 м). Для систем радиосвязи был выделен участок f = 3 мГц – 0,3 МГц (но для поездной более узкий fо = 2,150 МГц, при длине волны 141 м). При этих условиях антенны должны быть очень большими – это основной недостаток гектометровых систем связи.

При электрификации железных дорог произошло значительное увеличение уровня помех (в 100 – 1000 раз). При этом связь на заданном расстоянии стала не возможной, и пришлось искать пути улучшения связи.

В 1956 году инженеры Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) предложили использовать протяженную антенну, расположенную вдоль всего диспетчерского участка.

Схема использования протяженной антенны

При движении поезда, его антенна находится в непосредственной близости от протяженной антенны диспетчерского пункта, поэтому связь становится более надежной, и этот способ стал использоваться на всех железных дорогах России. А эта антенна называется волноводный провод, волновод или другая направляющая система. В качестве таких систем можно использовать существующие линии электроснабжения и связи, проложенные вдоль железнодорожного пути, что значительно удешевляет систему связи.

Станционная и ремонтная радиосвязь на железнодорожном транспорте

Станционная радиосвязь ведется в пределах станции по радиусу несколько километров, используя метровый и дециметровый диапазон волн. Мощности передатчиков в стационарном варианте порядка P = 10 Вт, в переносном с питанием от батарей или аккумуляторов Р = 1 – 3 Вт. Используются ненаправленные штыревые антенны с коэффициентами усиления Д = 3 – 8 Дб. Дальность связи в этом случае в основном ограничивается местными предметами и помехами.

В радиостанциях используется направленный (селективный) вызов, когда по специальному тональному сигналу в общем частотном канале производится вызов определенного корреспондента. Этот вид радиосвязи является открытым для любого пользователя, который имеет подобный радиостанции.

Радиостанции для станционной и ремонтной радиосвязи снабжаются специальными устройствами, так называемыми – шумоподавителями.

Шумоподавитель работает следующим образом: если приемник радиостанции включен, а сигнала в канале нет (отсутствует), то шумоподавитель разрывает цепь громкоговорителя и он оказывается отключенным от приемника. При появлении в канале сигнала шумоподавитель срабатывает и замыкает цепь громкоговорителя, в котором появляется сигнал корреспондента.

Ретрансляция сигнала при проведении ремонтно-восстановительных работ

Часто возникает необходимость развернуть систему связи при восстановлении железнодорожных сооружений, железнодорожного полотна и т. д. Рельеф местности не всегда позволяет решить эту задачу.

Ретранслятор – это промежуточная радиостанция, установленная на возвышенности для организации связи в сложных условиях. Такая радиостанция должна принимать сигнал от одного абонента и передавать его другому абоненту.

Для дуплексной работы ретрансляторы должны работать в двухчастотном режиме, когда прием ведется на частоте f1, а передача на частоте f2. В противоположном направлении частоты приема и передачи меняются. Такие двухчастотные ретрансляторы достаточно дорогие, сложные в эксплуатации, поэтому применяются одночастотные ретрансляторы, которые носят название – эхо-репитеры.

Ход работы эхо-репитера:

В автономном режиме он постоянно работает на прием на частоте f1 и одновременно записывает все принятые сигналы. После окончания сигнала эхо-репитер автоматически переходит на передачу на частоте f1 и передает, записанное ранее сообщение. Длительность записи обычно ограничивается временем (30 – 60 секунд).

Одночастотные ретрансляторы более дешевле и удобнее в эксплуатации.

Ретранслятор

Применение излучающего кабеля для связи на железнодорожном транспорте

Современные виды связи, работающие в метровых и дециметровых диапазонах волн, ограничены условиями прямой видимости, поэтому плохо работают в тоннелях, горных условиях. В последнее время в таких ситуациях применяется излучающий кабель, расположенный в близи железнодорожного полотна. Идея заимствована из ГМВ и волноводного тракта. Излучающий кабель выглядит следующим образом:

Излучающий кабель

1 – внешняя полиэтиленовая оболочка;

2 – внешняя оплетка кабеля с прорезами (из меди);

3 – изоляция (полиэтилен);

4 – центральная жила.

Прорезы во внешней оплетке излучают сигналы в окружающее пространство и тем самым обеспечивают связь с поездом. Используется в метро и тоннелях.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика