Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Ремонт металлических пролетных строений

Ремонт металлических пролетных строений

Страница 2 из 4

Наиболее характерными дефектами металлических пролетных строений являются коррозия металла, расстройство заклепочных и болтовых соединений, усталостные и хрупкие разрушения, механические повреждения.

Коррозия – наиболее распространенный вид повреждений, приводит к уменьшению площади поперечного сечения элементов и в конечном счете к снижению грузоподъемности сооружения. Скорость развития коррозии зависит от химического состава металла, агрессивности внешней среды и других факторов и может достигать 0,1–0,2 мм в год.

Различают коррозию поверхностную и местную (очаговую). Часто коррозия образуется между листами или полками уголков, что приводит к распучиванию элементов (рис. 10.3). Появление такого дефекта – следствие конструктивных недостатков: большого шага связующих заклепок, наличия щелей, пазух и т. д.

Общий вид металлического элемента, распученного продуктами коррозии

Рис. 10.3 – Общий вид металлического элемента, распученного продуктами коррозии

В старых пролетных строениях часто встречаются расстройства заклепочных соединений. Возникновение и развитие этого вида дефектов связаны с износом заклепочных соединений и зависят от напряженного состояния и конструктивных особенностей соединения, интенсивности и характера временной нагрузки. Чаще всего расстройства заклепок наблюдаются в прикреплении к верхним узлам ферм раскосов, работающих на знакопеременные усилия (выделены жирными линиями на рис. 10.4); в прикреплениях и пересечениях элементов продольных и поперечных связей между фермами; в узлах прикрепления продольных балок к поперечным (особенно при отсутствии рыбок); в соединении уголков верхних поясов продольных балок, поддерживающих мостовое полотно; в опорных узлах пролетных строений.

Схемы главных ферм металлических пролетных строений с выделением раскосов, в которых наиболее часты усталостные повреждения

Рис. 10.4 – Схемы главных ферм металлических пролетных строений с выделением раскосов, в которых наиболее часты усталостные повреждения

Усталостные разрушения в виде трещин являются завершающей фазой постепенного накопления повреждений под действием многократно повторяющейся нагрузки. Усталостные повреждения в первую очередь возникают в зонах максимальной концентрации напряжений и чаще всего отмечаются в стыках и соединениях около заклепочных отверстий.

В сварных пролетных строениях значительная концентрация напряжений возникает в местах резкого изменения поперечного сечения и у концов фланговых швов.

В проезжей части наблюдаются трещины в верхних поясных уголках продольных балок, не имеющих в верхних поясах горизонтальных листов, под мостовыми брусьями.

Механические повреждения элементов пролетных строений возникают, как правило, в процессе эксплуатации от случайных ударов негабаритных грузов, а также движущегося под мостом и по мосту транспорта (водного, железнодорожного). Повреждения могут возникнуть также в процессе изготовления и монтажа конструкции.

Характер механических повреждений может быть самый разнообразный: местные искривления (вмятины), общие искривления элементов по всей длине или на отдельных участках, разрывы и пробоины металла.

При содержании металлических пролетных строений особое внимание уделяется предупреждению и борьбе с коррозией. Основным методом защиты конструкций металлических мостов от коррозии является окраска. Предварительно поверхность металла очищается от следов коррозии, старой краски, грязи, затем наносится слой грунтовки и несколько слоев эмалевой или масляной краски. Хорошими защитными свойствами обладают специальные полимерные лакокрасочные материалы.

Очистка металла производится металлическими щетками или механизированным способом: дробе- и пескоструйными аппаратами, электро- и пневмощетками и т. д.

Слабые и дефектные заклепки заменяют высокопрочными болтами. При этом образуются смешанные соединения, когда в узлах одновременно стоят и заклепки, и высокопрочные болты. Такие соединения по прочности и выносливости не уступают заклепочным, а при постановке высокопрочных болтов в наиболее напряженных крайних рядах превосходят их. При замене заклепок одновременно допускается удалять не более 10% их количества в соединении, причем для предотвращения расшатывания смежных заклепок и порчи металла, заклепки рекомендуется удалять путем газовой срезки или высверливанием головок. Замену заклепок проводят при отсутствии временной нагрузки на мосту.

Элементы, имеющие местные и общие деформации, выправляют или усиливают, что определяется результатами обследований и расчетов. Особенно опасны искривления сжатых элементов. Временное усиление таких элементов осуществляют с помощью деревянных брусьев, прикрепляемых к элементам на деформированном участке хомутами. Выправляют деформированные элементы домкратами или специальными приспособлениями. Если обеспечить хорошее качество выправки не удается, поврежденные элементы заменяют или усиливают путем увеличения площади поперечного сечения или уменьшения свободной длины.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика