Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Подготовительные работы проходки тоннеля щитовым способом

Подготовительные работы проходки тоннеля щитовым способом

Страница 2 из 7

До начала проходки тоннеля щитовым способом необходимо выполнить ряд подготовительных работ, связанных с проведением трудоемких операций и дополнительной затратой времени. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении экономической целесообразности использования щитового способа для проходки выработок небольшой протяженности.

Одним из основных видов работ подготовительного периода, специфическим для щитовой проходки является ввод щита в забой. В зависимости от условий строительства щиты могут быть введены в работу из ствола шахты, подземной камеры, с открытого котлована или с портала. Из ствола щит может быть введен в забой при строительстве тоннелей малого диаметра.

При строительстве тоннелей щитами средних и больших диаметров подготовительные работы усложняются. В их состав входят: сооружение подземных монтажных камер при глубоком заложении тоннелей или открытых котлованов при мелком заложении; доставка элементов щита; монтаж щита; вывод щита из камеры или котлована на трассу тоннеля; доставка элементов и монтаж укладчика обделки и другого оборудования, входящего в состав щитового комплекса.

Монтажные щитовые камеры при глубоком заложении тоннелей сооружают одним из горных способов в зависимости от инженерно-геологических условий и размеров выработки, материала и конструкции обделки. Так, камеры для монтажа щита с внешним диаметром от 5,5 до 6,0 м сооружают с раскрытием выработки на полное сечение и возведением в ней обычно сборной обделки с внешним диаметром 8,5 м, а для механизированных щитов – 9,5 м. Камеры для монтажа щита большого диаметра (8,5–9,75 м) ведут с раскрытием выработки по частям способом опертого свода или опорного ядра с возведением обделки из монолитного бетона. Торцовые поверхности камеры закрепляют, устанавливая горизонтальные металлические балки или трубы с затяжкой лба забоя досками. В неустойчивых грунтах торцовые стены камеры выполняют из монолитного бетона. В лотковой части щитовой камеры по контуру оболочки щита сооружают бетонное основание, в которое при бетонировании закладывают железнодорожные рельсы или двутавровые балки. Они служат направляющими при выдвижении щита из камеры и поэтому должны быть уложены особенно тщательно с допусками ±5 мм в плане и ±5 мм в профиле.

Щит, разобранный на транспортабельные узлы, доставляют в монтажную камеру на платформах в определенной последовательности, установленной монтажным графиком, согласно маркировочным схемам. Отклонение размеров диаметра опорного кольца и оболочки смонтированного щита от проектного кругового очертания (эллиптичность), а также отклонение щита от проектной оси тоннеля должны быть в пределах ±5 мм. После испытания в работе щит вводят в забой, разбирая крепление торцовой стены камеры.

Продолжительность монтажных работ зависит от размеров и конструкции щита, а также от организации доставки отдельных узлов и элементов в камеру. Обычно на монтажные работы и испытание щита затрачивают от 30 до 50 суток. Щит передвигают, включая нижние гидроцилиндры. Упором для них служат тюбинги или блоки обделки, укладываемые в лотковой части.

После выдвижения щита из камеры производят монтаж укладчика тоннельной обделки с использованием тех же подъемных механизмов и приспособлений.

Монтаж щитов перегонных тоннелей метрополитенов на линиях мелкого заложения выполняют в открытом котловане на границе открытого и закрытого способов работ. Монтируют щит, используя общестроительное крановое оборудование, и за пределами оболочки щита устраивают упор в виде П-образной рамы с подкосами из стальных двутавровых балок и труб. На оболочку щита укладывают временные полукольца или кольца обделки для опирания гидроцилиндров щита при его движении в забой (под землю). Затем на освободившейся площадке монтируют укладчик обделки. Аналогично ведут работы при щитовом способе проходки горных транспортных тоннелей, располагая монтажные площадки в предпортальных выемках у самого входа в тоннель.

Демонтажные щитовые камеры сооружают так же, как и монтажные, обычно одновременно со щитовой проходкой тоннеля. В некоторых случаях целесообразно использовать для сооружения демонтажной камеры сам щит, заканчивающий проходку тоннеля. В этом случае расширение выработки до профиля камеры производят с временной крепью, поддерживаемой забойными гидроцилиндрами щита, а сборную обделку камеры собирают при помощи двух лебедок. В сложных геологических условиях может оказаться целесообразным демонтировать только внутреннее оборудование щита, оставив ножевое, опорное кольцо и оболочку в качестве крепи концевого участка тоннеля.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика