Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Особенности организации работ открытым способом

Особенности организации работ открытым способом

Страница 6 из 8

Открытым способом станции метрополитена сооружают на линиях мелкого заложения. Сущность способа заключается в том, что при сооружении станции все технологические операции или большую их часть выполняют непосредственно с поверхности земли, отрывая котлован или систему траншей, с последующей обратной засыпкой готового сооружения. Состав и порядок выполнения основных технологических операций по сооружению станции, объем земляных и строительно-монтажных работ, выполняемых непосредственно с поверхности земли, зависят от конструктивного решения станции, инженерно-геологических условий и характера городской застройки, а также от интенсивности движения наземного транспорта.

Так, при наличии достаточно свободной от застройки территории и возможности переноса транспортных магистралей на соседние улицы станцию возводят на дне предварительно вскрытого котлована. В зависимости от инженерно-геологических условий котлован устраивают с естественными откосами или со специальным креплением стен. В сложных инженерно-геологических условиях при расположении станции в непосредственной близости от зданий при возведении многоярусных конструкций, а также в условиях интенсивного уличного движения, прерывать которое на длительный период нерационально или невозможно, состав и порядок выполнения работ могут быть изменены (рис. 5.22, а). Вначале бурят скважины, роют траншеи (этап I) и возводят наружные стены и внутренние опорные конструкции будущей станции (промежуточные стены с проемами, колонны и т. п.), используя метод «стена в грунте», буровые сваи и сваи-оболочки (этап II). Затем с поверхности земли между наружными стенами станции частично вскрывают котлован, устраивают перекрытие (этап III), производят обратную засыпку грунта и восстанавливают дорожное покрытие (этап IV).

Последующие работы по сооружению станции продолжают под защитой перекрытия. Это позволяет быстро восстановить движение транспорта над строящейся станцией. По такой схеме в слабых грунтах сооружают многоярусные пересадочные станции метрополитена, располагая в первом (от поверхности земли) ярусе систему пешеходных переходов, во втором – распределительные залы, в третьем и последующих – пути и платформы различных линий пересадочного узла, служебные помещения и т. п.

Последовательность сооружения станций метрополитена

Рис. 5.22 – Последовательность сооружения станций метрополитена: а – с частичным вскрытием котлована; б – со щитовой проходкой путевых тоннелей; 1 – фундамент здания; 2 – траншея; 3 – буронабивная железобетонная свая; 4 – арматурный каркас; 5 – железобетонная стена; 6 – котлован; 7 – перекрытие; 8 – обратная засыпка; 9 – перегонные тоннели; 10 – временное крепление; 11 – лотковая плита; 12 – колонна; 13 – ригель; 14 – распределительная балка

В тех случаях, когда необходимо существенно ограничить ширину котлована и снизить трудозатраты на его крепление, для сооружения станции возможно использовать приемы как открытого, так и закрытого способов работ (рис. 5.22, б). Закрытым способом сооружают путевые тоннели станции, а открытым – средний зал. Для этого до раскрытия котлована по оси станционных путей осуществляют сквозную щитовую проходку перегонных тоннелей (этап I) с обделкой из чугунных или железобетонных тюбингов. В тоннелях на участке раскрытия котлована устанавливают временное крепление. Затем разрабатывают котлован на ширину платформы станции, демонтируют обделку путевых тоннелей со стороны оси станции и устанавливают железобетонную плиту основания. На эту плиту станции устанавливают два ряда колонн, объединенных продольными ригелями (этап II), на которые укладывают корытообразные блоки перекрытия станции (этап III). Между консольными выступами перекрытия и элементами обделки путевых тоннелей устанавливают опорные элементы и бетонируют распределительные балки. Эти балки способствуют более равномерной передаче усилий от разомкнутой обделки на плиты перекрытия. После выполнения работ по гидроизоляции производят обратную засыпку и восстанавливают дорожное покрытие или благоустраивают территорию (этап IV).

При выборе того или иного способа производства работ и обосновании технологии строительства следует иметь в виду, что простейшим и самым экономичным в настоящее время является котлованный способ работ со вскрытием котлованов с откосами. Однако в связи со значительными размерами станционных конструкций при этом способе требуется значительная площадь для строящегося сооружения. Поэтому в условиях плотной застройки центральных районов города устраивают котлованы с вертикальными стенами, закрепленными металлическими сваями или железобетонными конструкциями, возведенными способом «стена в грунте».

Глубина котлована определяется глубиной заложения верха перекрытия станции, ее конструктивным типом и высотой поперечного сечения. Во всех случаях следует стремиться к минимальному заглублению станций от поверхности земли (с учетом расположения городских подземных коммуникаций), так как это упрощает крепление котлована и позволяет избежать устройства эскалаторов, заменив их лестницами, непосредственно примыкающими к тротуарам.

Поскольку станций сооружают со вскрытием земной поверхности, место расположения строительной площадки выбирают на свободной от городской застройки территории, стремясь возможно меньше стеснить сложившиеся условия жизни города. Длину рабочей зоны принимают из условия, как правило, последовательной схемы расположения всех сооружений станционного комплекса в открытом котловане. Поэтому длина рабочей зоны достигает 250–300 м. Ширину рабочей зоны назначают в зависимости от ширины котлована и размеров в плане входов и выходов, примыкающих к вестибюлю. Должна быть учтена также потребность в дополнительной территории для размещения материалов, конструкций, сваебойного и землеройного оборудования, козлового, гусеничных и стреловых кранов, грунтоуплотняющих катков и т. п., а также временных зданий и сооружений.

В районах новостроек выбор участка для устройства стройплощадки не вызывает затруднений, поскольку имеются свободные незастроенные территории. Это позволяет устроить объезды для движения наземного транспорта, сократить объем подготовительных работ по переносу инженерных сетей и подземных коммуникаций. При устройстве строительных площадок в центральных плотно застроенных районах города возникает необходимость частичного или полного закрытия уличной, как правило, главной магистрали с переключением движения интенсивного потока транспорта на соседние малоприспособленные для этого улицы. В центральных районах усложняются и работы по переносу густой сети подземных коммуникаций. Подземные коммуникации, залегающие на небольшой глубине от поверхности земли и пересекающие станцию, вначале вскрывают и заключают в защитный кожух, а затем по мере разработки котлована подвешивают на временных опорах. Для этой цели используют крепление котлована (расстрелы), транспортные мосты и т. п. Залегающие более глубоко и проходящие перпендикулярно оси станции подземные коммуникации могут быть переложены под конструкцию или перенесены в сторону. В центральных районах иногда приходится укреплять фундаменты близко расположенных зданий и различного рода сооружений, сносить ветхие здания и т. п.

Строительство станций метрополитена открытым способом ведут по прогрессивной технологии – поточным методом. На участке протяженностью 100–120 м производят работы в последовательности и объемах, охватывающих весь цикл – от забивки свай, выемки грунта и возведения конструкций до обратной засыпки сооружения с извлечением свай и устройством подводящих инженерных сетей. Фронт работ продвигается по оси станционного комплекса от одного конца к другому. Во главе строительного потока идут подготовительные работы, включающие усиление фундаментов зданий, перекладку или подвеску подземных коммуникаций и наземных транспортных линий, искусственное водопонижение или замораживание неустойчивых водонасыщенных грунтов. Следом за подготовительными выполняются основные работы: разработка и крепление котлована, возведение конструкций, гидроизоляция и обратная засыпка грунтом, его уплотнение, планировка и восстановление дорожного покрытия, благоустройство территории. Перед монтажом перекрытий выполняют все трудоемкие процессы по монтажу внутристанционных обустройств, связанные с использованием кранового оборудования. Применение поточного метода при строительстве станций, основанного на равномерности и непрерывности технологического цикла, позволяет максимально использовать крановое оборудование; добиться значительной экономии металлопроката от оборота металлических элементов крепления котлована; снизить непроизводительные затраты на перевозку разрабатываемого грунта в отвал, используя его для обратной засыпки. При этом резко сокращается потребность в автотранспорте.

Однако станции в большинстве случаев располагают на площадях и магистралях с интенсивным движением, что вынуждает вести их строительство поэтапно на отдельных участках.

В соответствии с принятым способом производства работ выбирают строительные машины, оборудование и механизмы и составляют схему их расстановки на строительной площадке.

Открытым способом сооружают два основных конструктивных типа станций: колонные станции с плоским или сводчатым перекрытием и односводчатые, используя сборные, сборно-монолитные и монолитные железобетонные конструкции.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика