Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Капитальный ремонт тоннелей

Капитальный ремонт тоннелей

Страница 2 из 7

Полная или частичная перекладка отдельных элементов обделки, выполняемая при капитальном ремонте тоннелей, как правило, не предусматривает их конструктивных изменений или усилений, а имеет целью лишь удаление и замену деформировавшейся или пришедшей по каким-либо причинам в негодное состояние кладки новым материалом. Применяемый для этого бетон должен иметь марку не ниже 200 и приготавливаться на быстротвердеющем портландцементе, а при наличии в подземных водах сульфатной агрессии – на сульфатостойком или глиноземистом цементе марки не ниже 300 с добавкой ускорителей схватывания бетона.

Перекладка сводов осуществляется, как правило, с применением металлических инвентарных поддерживающих (несущих) кружал отдельными участками длиной до 3 м, но не более одной трети длины кольца (рис. 8.1). После проходки в замковой части штольни (4) на всю длину участка приступают к одновременной разборке кладки по обе стороны от оси тоннеля, обеспечивая выработку надежной крепью, опирающейся на инвентарные поддерживающие кружала (9). Разборка кладки ведется отбойными молотками с передвижных подмостей, смонтированных на железнодорожной платформе. Затем устанавливают деревянные кружала (6), по которым укладывают доски опалубки (5). Бетонирование свода производят радиальными слоями толщиной 20–25 см одновременно с обеих сторон и по всей длине перекладываемой секции от пят свода к его замковой части. По достижении бетоном проектной прочности через вставленные при бетонировании трубки производят нагнетание цементно-песчаного раствора для заполнения заобделочных пустот.

Схема перекладки обделки свода тоннеля, расположенного в слабых грунтах

Рис. 8.1 – Схема перекладки обделки свода тоннеля, расположенного в слабых грунтах: 1 – прогоны; 2 – забивная крепь; 3 – верхняк; 4 – штольня; 5 – опалубка; 6 – деревянные кружала; 7 – вновь укладываемый бетон; 8 – старая каменная кладка; 9 – поддерживающие кружала передвижной металлической крепи; 10 – прокладки и клинья; 11 – подкружальные опоры

Перекладка стен ведется участками такой же длины. Разборку кладки ведут отбойными молотками с передвижных подмостей сверху вниз, подкрепляя породу временной деревянной крепью (рис. 8.2), опирающейся на инвентарные поддерживающие кружала (4). Затем устанавливаются деревянные кружала (8), по которым укладываются доски. Бетонирование стен (9) производят снизу вверх слоями толщиной 20–25 см с уплотнением бетонной смеси вибраторами, оставляя при этом под пятой свода зазор высотой 50–60 см, который через несколько дней, после начала схватывания бетона забивается жесткой бетонной смесью.

Схема перекладки стен тоннеля, расположенного в слабых грунтах

Рис. 8.2 – Схема перекладки стен тоннеля, расположенного в слабых грунтах: 1 – прогоны; 2 – очертание габарита; 3 – прокладка и клинья; 4 – поддерживающие кружала передвижной металлической крепи; 5 – старая обделка; 6 – забивная крепь; 7 – опалубка; 8 – деревянные кружала; 9 – вновь укладываемый бетон; 10 – подкружальные опоры

Разборка кладки на смежных участках стен допускается по достижении вновь уложенным бетоном проектной прочности. Нагнетание цементно-песчаного раствора за обделку осуществляется через заложенные в бетоне трубки диаметром 40–50 мм перед распалубкой стен.

Перекладка обратных сводов (рис. 8.3) тоннелей производится под прикрытием разгрузочных металлических пакетов, которые представляют собой двутавровые балки, скрепленные с рельсовым звеном. Это дает возможность образовать своего рода мост, под защитой которого можно осуществлять перекладку обратных сводов участками длиной по 3 м.

Схема перекладки обратного свода

Рис. 8.3 – Схема перекладки обратного свода: а – из монолитного бетона; б – из сборного бетона; 1 – вновь уложенный бетон; 2 – старая кладка; 3 – расстрелы; 4 – рельс; 5 – разгрузочный пакет; 6 – боковая затяжка из досок; 7 – лекала; 8 – опалубка; 9 – щебеночная подготовка; 10 – сборный бетон; 11 – опорные брусья

Установка и снятие инвентарных металлических пакетов (5) производятся в «окна» с помощью путеукладочного крана на железнодорожном ходу. Работа по перекладке обратных сводов ведется в такой последовательности: после установки разгрузочных пакетов удаляют балласт, а затем с помощью отбойных молотков разбирают дефектный обратный свод на всю ширину тоннеля, закрепляя одновременно стены выработки дощатой затяжкой (6) и расстрелами (3). После удаления разобранной кладки обратного свода делается щебеночная подготовка (9) толщиной не менее 10 см, устанавливаются лекала (7), опалубка (8) и бетонируется новый свод.

В последнее время перекладка обратных сводов осуществляется с помощью сборных элементов, которые устанавливаются на цементном растворе по щебеночной подготовке (9) краном. Замоноличивание пят обратных сводов производят жестким бетоном толщиной 10–20 см.

Перекладка деформированных водоотводных лотков в настоящее время выполняется, как правило, путем их замены типовыми сборными железобетонными конструкциями. Их размеры обычно составляют для однопутных тоннелей 30×30 см, а для двухпутных – 50×50 см. При значительном поступлении подземных вод сечение лотков определяется расчетом. Омоноличивание блоков производят цементным раствором. При перекладке водоотводных лотков производится и перекладка смотровых колодцев также из сборного железобетона. В суровых климатических условиях перекладка лотков должна сопровождаться восстановлением предусмотренных утеплителей.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика