Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Гидроизоляция монолитных бетонных обделок

Гидроизоляция монолитных бетонных обделок

Страница 16 из 16
Содержание лекции:
Технология строительства тоннелей горным способом

По расположению водонепроницаемой преграды относительно бетона обделки гидроизоляцию разделяют на наружную и внутреннюю.

Наружную гидроизоляцию устраивают в тоннелях, пройденных в прочных скальных грунтах, до бетонирования обделки, как правило, по выравнивающему слою набрызгбетона. Внутреннюю гидроизоляцию выполняют по бетону готовой обделки или в процессе ее бетонирования (металлоизоляция), сооружая при необходимости поддерживающую конструкцию – железобетонную рубашку, которая представляет собой тонкое железобетонное покрытие.

В практике тоннелестроения для гидроизоляции используют различные водонепроницаемые материалы, которые могут быть жесткими, рулонными, безрулонными и листовыми.

В качестве жесткой гидроизоляции применяют гидроизоляцию цементными растворами (торкретирование) отдельных сырых или слабообводненных участков обделки. Раствор из песка крупностью не более 5 мм и портландцемента марки не ниже 300 состава 1:2–1:4 при В/Ц = 0,28+0,35 наносят на поверхность обделки цемент-пушкой под давлением 0,15-0,35 МПа (1,5–3,5 кгс/см2). В состав раствора вводят уплотняющие добавки для повышения сцепления с бетоном обделки и водонепроницаемости перекрытия. Целесообразно применять растворы на специальных цементах: водонепроницаемом безусадочном цементе (ВБЦ) или глиноземистом пуццолановом портландцементе. Раствор наносят слоями по 6–10 мм с общей толщиной покрытия до 40 мм.

Рулонная оклеенная гидроизоляция представляет собой многослойный ковер из рулонного материала, который наклеивают послойно либо битумной мастикой, либо оплавлением битумного покрова, нанесенного на материал в заводских условиях. Наиболее совершенна гидроизоляция из рулонных материалов с битумным покровом на стекловолокнистой основе – гидростеклоизол, стеклобит, стеклорубероид. Перед наклейкой полотнищ изоляции поверхность обделки очищают и загрунтовывают битумным лаком с помощью краскораспылителей. Изоляцию укладывают не менее чем в два слоя снизу вверх раскатывая рулоны в направлении, перпендикулярном оси тоннеля. Битумный покров материала, обращенный к бетону обделки, непрерывно оплавляют пламенем газовой воздушной горелки (ГВПЛ) и немедленно накатывают полотна, прижимая их катком или шпателем. Полотна второго слоя смещают по отношению к стыкам нижележащего на половину ширины рулона. По длине полотна соединяют внахлестку, перекрывая друг друга не менее чем на 10 см. Работы выполняют звеном из 3–4 человек, затраты труда на изоляцию 100 м2 изолируемой поверхности (в два слоя) составляют 25–30 чел.

В зарубежной практике тоннелестроения из рулонных материалов получили широкое распространение поливинилхлоридные пленки (ПВХ). Такие пленки толщиной 1–3 мм выпускают в рулонах однослойные и двухслойные (с защитным слоем), неармированные и армированные стекловолокном. В большинстве случаев пленки ПВХ используют при устройстве наружной гидроизоляции и прикрепляют их к поверхности выработки до начала бетонирования обделки. В качестве выравнивающего слоя используют временную набрызгбетонную крепь выработки. Гидроизоляцию тоннельных обделок выполняют также безрулонными материалами – мастиками. Наиболее распространены мастики, состоящие из смеси эпоксидных смол с органическими веществами, которые улучшают пластичность и деформативность гидроизоляционного материала, его технологические свойства, а также сокращают расход дорогостоящих эпоксидных смол. Наиболее распространены эпоксидно-фурановые и эпоксидно-сланцевые мастики. Помимо органических веществ, в состав мастик вводят минеральные заполнители: молотый кварцевый песок, тальк, сажу, асбестовые, стеклянные и стальные волокна. В качестве отвердителя используют полиэтиленполиамин. Мастику наносят слоем в 2 мм малярными приемами, например, при помощи установки для нанесения жидкой шпаклевки СО-21А, распылительной форсункой или вручную. Из-за токсичности эпоксидных мастик рабочие должны иметь спецодежду – халаты или комбинезоны, резиновые перчатки, прозрачные щитки для защиты лица и глаз. Все работы по приготовлению и нанесению мастики должны проводиться в хорошо вентилируемых участках тоннеля.

Наиболее надежным и долговечным видом гидроизоляции является металлоизоляция. Ее выполняют из стальных листов толщиной 6–8 мм. Металлоизоляцию устраивают, как правило, в процессе бетонирования обделки. Опалубкой служат стальные листы изоляции. Их выставляют на кружалах по внутреннему очертанию обделки и соединяют между собой сплошным сварным швом. Для того чтобы обеспечить сцепление листов с бетоном обделки, на их поверхности, обращенной к бетону, приваривают стержни (анкеры) из арматурной стали. Поверхность листов со стороны тоннеля предохраняют от коррозии слоем цементного раствора или окраской антикоррозионным составом. Учитывая высокую стоимость и дефицитность листовой стали, металлоизоляцию применяют крайне ограниченно – только в особо сложных гидрогеологических условиях сооружения тоннеля.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика