Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство тоннелей и метрополитенов Минимаркер Бетонирование обделок в неустойчивых грунтах

Бетонирование обделок в неустойчивых грунтах

Страница 13 из 16
Содержание лекции:
Технология строительства тоннелей горным способом

Как мы уже знаем последовательность бетонирования обделки или отдельных ее элементов в слабых неустойчивых грунтах строго определена принятым способом сооружения тоннеля. В данной лекции мы рассмотрим особенности бетонных работ как общие для этих способов, так и присущие каждому из них в отдельности.

Совмещение бетонных и проходческих работ на достаточно узком фронте, загруженность немногочисленных транспортных линий, обслуживающих проходческие операции, а также наличие загромождающих выработку элементов крепи при возведении обделки в слабых грунтах ограничивают механизацию бетонных работ, делают их трудоемкими и продолжительными во времени. В этих условиях бетон укладывают вручную (реже с помощью ленточного транспортера) небольшими порциями по мере удаления элементов временной крепи. Смесь подают в опрокидывающихся вагонетках-бетоновозках вместимостью 0,5–1,0 м3.

Работы по бетонированию свода обделки особенно сложны и трудоемки при деревянной временной крепи калотты. Это обусловлено необходимостью многократных перекреплений как при установке опалубки, так и в процессе укладки бетона. Перекрепление в процессе установки опалубки выполняют для того, чтобы передать давление грунта с временной крепи на кружала опалубки. Перекрепление в процессе укладки бетона необходимо при удалении элементов временной крепи, попадающих в проектное сечение обделки. Особенность этих работ заключается в том, что при их выполнении нельзя допустить ослабления установленных при проходке элементов временной крепи. Поэтому перекрепление производят с большой осторожностью и тщательностью в соответствии с отработанными на практике правилами и приемами.

Рассмотрим последовательность бетонирования свода тоннеля при деревянной временной крепи калотты (рис. 1.77). После раскрытия калотты в промежутках между крепежными фермами выставляют кружала (1) опалубки, изготовленные, как правило, из дощатых косяков. Для большей оборачиваемости иногда применяют разборные металлические кружала из прокатного профиля. Необходимую прочность, жесткость и неизменяемость опалубки под воздействием технологических нагрузок и горного давления обеспечивают подкружальной крепью из бревенчатых прогонов и стоек (2). Смежные кружала раскрепляют системой продольных связей. Нагрузка от горного давления передается на кружальные ребра посредством надкружальных «мальчиков» (3) – коротких отрезков бревен, загоняемых в распор между кружалами и верхними прогонами-лонгаринами (4). Это дает возможность по мере бетонирования свода снимать стойки (5) веерной крепи калотты.

Схема бетонирования свода тоннеля при деревянной временной крепи калотты

Рис. 1.77 – Схема бетонирования свода тоннеля при деревянной временной крепи калотты

Перед началом укладки бетонной смеси выверяют проектное положение кружал (правильно установленная опалубка должна обеспечить точность внутренних размеров обделки после раскружаливания до ±50 мм), проверяют надежность крепления опалубки, рабочих подмостей и настилов.

Укладку смеси ведут симметрично с двух сторон от пяты к замку по всему кольцу радиальными слоями толщиной 20–30 см. При наличии течей воду отводят с помощью дренажных трубок. Перерыв в укладке отдельных слоев бетонной смеси при нормальных условиях твердения (температуре 15–20 °С) не должен превышать 2 ч.

По мере укладки бетона надкружальные «мальчики» и верхние лонгарины удаляют. В тех случаях, когда их удаление связано с опасностью обрушения кровли, лонгарины при раскрытии калотты располагают за проектными очертаниями конструкции и при бетонировании оставляют за обделкой.

Замыкают свод, устанавливая доски опалубки короткими звеньями между смежными кружалами и укладывая бетонную смесь наклонными слоями «на себя».

В процессе бетонирования необходимо вести непрерывные наблюдения за состоянием опалубки и крепи. В случае деформации или смещений отдельных элементов опалубки или крепи следует немедленно принять меры к их устранению, а при необходимости – временно прекратить работы по бетонированию на этом участке. Свод раскружаливают только после набора бетоном проектной прочности, так как сразу после раскружаливания он должен воспринять полное расчетное горное давление.

Бетонирование стен обделки в выработке, пройденной в слабых неустойчивых грунтах – менее сложная операция; чем бетонирование свода. Однако и здесь существуют приемы и правила, присущие определенному способу сооружения тоннеля в таких грунтах. Так, при способе опертого свода стены обделки возводят короткими участками (не более 0,5 кольца), соблюдая определенную схему, которая позволяет исключить смещение пят ранее возведенного свода. С этой же целью бетонирование стен приостанавливают на 2 суток, не доходя до пят свода на 300–400 мм. В течение этого времени происходит интенсивная усадка бетона. Затем зазор заполняют жестким бетоном с тщательным трамбованием и через трубки, заложенные в стене, нагнетают цементный раствор.

При сооружении тоннеля способом опорного ядра стены обделки бетонируют в штольнях, как правило, в несколько ярусов. При достаточной толщине стен и пролета штольни бетонирование ведут одновременно с проходкой на некотором расстоянии от забоя. При незначительной толщине стен их бетонируют после проходки штольни, заполняя ее сечение бетоном с укладкой «на себя». Остающиеся не заполненные бетоном пространства штольни забучивают насухо. Стены второго, а при необходимости и третьего ярусов бетонируют после того, как бетон в нижележащих штольнях достигнет 25% проектной прочности.

Обратный свод бетонируют, как правило, в последнюю очередь. Для предотвращения сдвига стен в выработку бетонную смесь укладывают в поперечные траншеи шириной не более половины кольца обделки.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика