Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство городских мостовых сооружений Минимаркер Специальные временные сооружения и устройства (СВСиУ) для возведения городских мостовых сооружений

Специальные временные сооружения и устройства (СВСиУ) для возведения городских мостовых сооружений

Страница 3 из 4

При строительстве городских мостовых сооружений возникает необходимость в специальных временных сооружениях и устройствах (СВСиУ), к которым относятся:

  • вспомогательные опоры, используемые при продольной надвижке и полунавесной сборке пролетных строений;
  • пирсы для поперечной перекатки пролетных строений;
  • ограждающие устройства (шпунтовые стенки, бездонные ящики и др.), которые используют на строительстве постоянных и временных опор;
  • сборочные подмости и стапели для сборки пролетных строений;
  • аванбеки, шпренгели, соединительные элементы и устройства для выборки прогиба и продольной надвижки пролетных строений;
  • анкерные устройства, необходимые при полунавесной сборке пролетных строений;
  • накаточные устройства для продольной надвижки;
  • плавучие опоры с якорными системами для транспортировки на плаву и установки на опоры пролетных строений;
  • подкрановые эстакады для пропуска и работы монтажных козловых кранов;
  • рабочие мостики для пропуска и работы транспортных средств, строительных и грузоподъемных машин;
  • временные причалы;
  • опалубка монолитных конструкций и др.

Как правило, СВСиУ должны сооружаться из инвентарных конструкций многоразового использования. Применение индивидуальных (в том числе деревянных) конструкций допускается только после соответствующего обоснования.

При проектировании СВСиУ необходимо выполнить следующие условия:

  • конструкции должны быть просты и удобны при монтаже, безопасны и надежны в эксплуатации;
  • за рабочий уровень воды (РУВ) в реке (при сооружении городского моста) принимают наивысший возможный в период производства работ сезонный уровень. Он должен соответствовать расчетному расходу с вероятностью превышения на 10%. При проектировании причалов и плавучих опор, предназначенных для перевозки пролетных строений, необходимо учитывать наинизший возможный во время транспортировки уровень воды с вероятностью понижения на 10%.
  • верх шпунтовых ограждений, бездонных ящиков, грунтовых перемычек должен возвышаться над рабочим уровнем и над уровнем грунтовых вод не менее чем на 0,7 м; верх островков для опускных колодцев – не менее чем на 0,5 м;
  • низ пролетных строений рабочих мостиков, подкрановых эстакад и подмостей должен не менее чем на 0,7 м возвышаться над рабочим уровнем воды.

Прежде для СВСиУ использовали в основном дерево и только для прогонов подмостей – металл. Недостатки таких конструкций:

  • большой расход лесоматериалов (чаще всего одноразового использования);
  • значительная трудоемкость работ по сооружению СВСиУ.

Потому в конце 30-х годов XX в. были разработаны первые инвентарные металлические конструкции, что позволило сократить трудозатраты, расход леса и повысить темпы строительства мостов.

Требования, предъявляемые к инвентарным конструкциям:

  • простота монтажа и демонтажа;
  • по возможности небольшая масса монтажных элементов;
  • по возможности небольшое количество типоразмеров элементов (монтажных марок).

Раньше в мостостроении широко использовались следующие инвентарные конструкции: рамные подмости Мостотреста, универсальные инвентарные конструкции УИКМ, инвентарное мостовое имущество ИМИ-60, а для сооружения арочных мостов – инвентарные арочные конструкции ИАК-60.

Сейчас для подмостей, временных опор, всевозможных надстроек, пирсов и др. используют инвентарные конструкции МИК (МИК-С и МИК-П) из стали 15ХСНД, В качестве инвентаря применяют также понтоны КС, металлический шпунт и элементы сплошных стоечных подмостей (ССП).

Инвентарные конструкции МИК

Принципиальные особенности – отказ от многоболтовых соединений элементов, характерных для применявшихся ранее УИКМ, и конструирование МИК-С с учетом их работы как стоечных конструкций. Для работы балочных конструкций на изгиб использованы сварные двутавровые балки (МИК-П). В МИК-С (рис. 1.5) основные элементы выполнены в виде стальных труб диаметром 203 мм с толщиной стенок δ = 9 мм и диаметром 159 мм (δ = 5 мм), длина стоек – 4 и 2 м, распорки из труб диаметром 95 мм.

Схема временной опоры из элементов МИК-С

Рис. 1.5 – Схема временной опоры из элементов МИК-С

Стыки стоек – фланцевые, элементы решетки к ним крепятся внахлестку болтами.

Все болты высокопрочные, диаметром 24 мм.

В верхней и нижней части временной опоры устраиваются сварные ростверки из двутавровых балок N55, размеры ростверка по осям в плане – 3300 × 2000 мм. Их закрепляют на стойках, объединяя с помощью болтов.

На верхних ростверках размещаются продольные балки. Нижние ростверки укладывают на балки свайного фундамента временной опоры или подмостей.

Элементы МИК-П являются чисто балочной конструкцией и представляют собой сварные балки высотой 1040 мм, длиной по 8 и 12 м. Их используют для устройства подмостей, временных мостов и т. д. Балки могут объединяться в пакеты длиной 16, 20 и 24 м.

Инвентарные арочные кружала ИАК-60

В 1960-х годах в нашей стране инвентарные арочные кружала широко использовали для сооружения железобетонных арочных мостов с пролетами 40 – 200 м. В связи с сокращением объемов строительства арочных мостов кружала ИАК сейчас не изготовляют. Уместно отметить, что, в связи с наметившимся возрастанием интереса к арочным мостам, возможно возрождение и инвентарных арочных конструкций.

Арочные кружала

Рис. 1.6 – Арочные кружала

Основной элемент кружал – плоская трапецеидальная рама. Их соединение образует арки, объединяемые связями (рис. 1.6).

Металлический шпунт

Для ограждения котлованов глубиной более 4 – 6 м в плотных глинистых и гравелистых грунтах применяется металлический инвентарный шпунт (рис. 1.7 и 1.8). Характеристики распространенных видов шпунта содержатся в табл. 1.2.

Металлический шпунт

Рис. 1.7 – Металлический шпунт

Таблица 1.2 – Виды металлического шпунта

Тип шпунта

Вес 1 пог. м шпунта,

кг

Характеристики стального шпунта

Площадь поперечного сечения, см2

Момент инерции, см4

Момент сопротивления, см3

Плоский

ШП-1

ШП-2

64/160

30/150

82/205

39/195

332/961

80/482

73/188

28/136

Корытный

ШК-1

ШК-2

50/125

58/145

64/160

74/185

730/2992

2243/10420

114/402

260/843

Ларсен

Ларсен IV

Ларсен V

74/185

100/238

94/236

127/303

4660/39600

6243/50943

405/2200

461/2962

ПШС 80/150

541/459

688/459

666000/444000

16650/11100

Примечание: В числителе дается характеристика одной шпунтины, в знаменателе – 1 пог. м шпунтовой стенки.

Панель рядовая ПШС

Рис. 1.8 – Панель рядовая ПШС (панель шпунтовая сварная)

Панель рядовая ПШС состоит из: 1 – полка; 2 – стенка; 3 – замковый элемент; 4 – замковый элемент (кулачок); 5– сварное соединение; О–О – ось шпунтовой стены.

Инвентарные понтоны КС

Понтон КС представляет собой металлическую сварную коробку размерами 1,8 × 3,6 × 7,2 м. Он состоит из жесткого каркаса, бортовых соединительных коробок и листовой обшивки толщиной 4–6 мм (рис. 1.9).

Понтон КС-63

Рис. 1.9 – Понтон КС-63 и схема допускаемых на него нагрузок: 1 – в центральных узлах шпангоутов по 38 тс; 2 – в бортовых узлах по 19 тс; 3 – в любой точке шпангоута по 3 тс; 4 – в крайних узлах шпангоутов по 22,5 тс

Из понтонов образуют плашкоуты. Соединение понтонов – на болтах диаметром 27 мм. По боковым горизонтальным коробкам стыки осуществляются накладками, количество которых по длине понтона зависит от величины изгибающего момента и поперечных сил в сечениях плашкоута. Плашкоут рассчитывается как пластинка на упругом основании.

На рис. 1.10 показан стык понтонов КС на болтах и накладках, количество которых определяется расчетом.

Стык понтонов КС

Рис. 1.10 – Стык понтонов КС

Инвентарные подмости для бетонирования пролетных строений

Инвентарные подмости для бетонирования пролетных строений (сплошные стоечные подмости – ССП) состоят из легких (до 35 кг) инвентарных элементов, которые собирают и разбирают вручную; устраиваются, как правило, на железобетонных плитах, укладываемых на грунтовом основании. Высота подмостей не превышает 12 м. При высоте опор в 12–18 м применяют балочные подмости (БП), состоящие из балок длиной до 18 м на башенных опорах. Их собирают средствами малой механизации на месте – на ростверках постоянных и временных опор.

Основной элемент ССП – модульная стойка из тонкостенной трубы диаметром 76 мм и толщиной стенки 4 мм (связи диаметром 45 × 6 мм) под расчетную нагрузку 5–6 тс. Шаг стоек в плане и высота между связями – 1,25 м, стыки фланцевые или штыревые, связи на болтах.

Для регулировки высотного положения подмостей и их раскружаливания стойки снабжаются установленными под ними винтовыми домкратами с силовой резьбой и ходом до 650 мм (рис. 1.11).

Опирание стойки ССП

Рис. 1.11 – Опирание стойки ССП

Конструкции СВСиУ и их основания должны быть рассчитаны на силовые и другие воздействия по методу предельных состояний. В необходимых случаях, кроме расчетов на силовые воздействия, должны выполняться и другие расчеты, позволяющие обосновать конструктивные и технологические решения, например:

  • расчет тяговых усилий для передвижки конструкций;
  • теплотехнические расчеты опалубки конструкций при зимнем бетонировании;
  • расчеты размывов у оснований вспомогательных опор и шпунтовых ограждений и др.

© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика