Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство городских мостовых сооружений Минимаркер Сборно–монолитные опоры

Сборно–монолитные опоры

Страница 5 из 13

Для мостов через большие реки наиболее подходят массивные опоры, обеспечивающие надежность, особенно в условиях тяжелых ледоходов, и долговечность сооружения. Применявшиеся ранее монолитные опоры с гранитной облицовкой имеют, как известно, следующие недостатки:

  • высокая стоимость гранитных камней;
  • трудоемкость сооружения опоры;
  • большие сроки строительства.

Поэтому целесообразно выполнять облицовку не из гранитных, а из искусственных камней (бетонных и армированных).

В современных условиях в качестве массивных опор чаще всего используют не монолитные, а сборно–монолитные конструкции. Такая опора состоит из бетонных блоков, выкладываемых по контуру и играющих роль облицовки, и ядра заполнения из монолитного бетона.

Опора считается сборно–монолитной, если монолитный бетон составляет более 20% от общего объема кладки. Грани тела такой опоры вертикальны: ее блоки изготовляют на заводе МЖБК или полигоне, где необходимо использовать однотипные конструкции.

Блоки облицовки можно выполнить в виде замкнутых контуров или отдельных бетонных блоков, образующих контур (рис. 3.9, а). Нижние горизонтальные поверхности блока могут быть плоскими (при ширине подошвы 0,5–0,6 м). Блок может иметь и скошенные книзу внутренние поверхности. Если принят плоский стык блоков, тело опоры сооружают в следующем порядке:

  • на горизонтальные поверхности очередного ряда блоков (по контуру) расстилают слой цементно–песчаного раствора толщиной до 15 мм;
  • по периметру контура выкладывают металлические прокладки (марки), фиксирующие толщину шва и предохраняющие раствор от выдавливания;
  • монтируют блоки ряда;
  • конопатят вертикальные стыки блоков, которые заливают потом цементно–песчаным раствором;
  • бетонируют ядро, не доходя до верха блоков на 20–30 см;
  • на поверхности ряда блоков расстилают слой раствора и т. д.

После сооружения тела опоры удаляют конопатку швов и производят их расшивку, для чего устраивают подмости.

Облицовочные блоки

Рис. 3.9 – Облицовочные блоки: a – при плоском нижнем шве; б – при скошенном нижнем шве; 1 – с замкнутым контуром; 2 – с членением блоков по длине; 3 – коробчатого сечения; 4 – двутаврового сечения; 5 – швеллерного сечения; б – Т–образного сечения; 7 – металлическая марка; 8 – анкерные петли

Недостатки технологии сооружения опор с использованием блоков, имеющих плоские горизонтальные поверхности, заключаются в необходимости порядного устройства рабочих швов в бетоне ядра и трудности устройства тонких швов в холодное время года.

Этих недостатков можно избежать, если использовать облицовочные блоки с глубокими скосами внутрь опоры в нижней части (рис. 3.9, б). Можно собрать насухо несколько рядов блоков с конопаткой швов, затем ядро опоры бетонируют, а швы расшивают.

Достоинство таких блоков состоит в том, что можно вести кладку без тепляков и утепления швов зимой. Блоки устанавливают насухо на высоту до 5–7 м с прокладкой в швах клиньев и конопаткой швов.

Полость опоры бетонируется непрерывно на указанную высоту, причем обеспечивается надежное заполнение швов.

По мере укладки контурных блоков, через каждые 1,5 м по высоте опоры устанавливают анкеры для закрепления подвесных подмостей, с которых заливают и расшивают швы, а также отделывают наружные поверхности опоры.

Порядок работ:

  1. Монтаж блоков со скошенными швами на высоту 5–7 м.
  2. Конопатка швов опоры.
  3. Бетонирование внутренней полости.
  4. Удаление конопатки.
  5. Расшивка швов.

Бетонная смесь, заполняющая ядро опоры, должна быть жесткой (водоцементное отношение не должно превышать 0,55, класс бетона по прочности не должен быть выше В20–В22,5). Расход цемента целесообразно принимать не выше 300 кг/м3 с применением пластифицирующих и воздухововлекающих добавок.

По сравнению с монолитными, массивные сборно–монолитные опоры имеют определенные преимущества: не требуется опалубка, существенно сокращаются трудозатраты на стройплощадке, повышаются темпы строительства. Однако швы, являющиеся слабым местом любой конструкции, снижают долговечность опоры, потому что со временем раствор в них разрушается.

Этот недостаток можно устранить, используя для надфундаментной части опор сваи–оболочки большого диаметра, которые заполняют бетонной смесью (рис. 3.10). Практика эксплуатации, однако, показывает, что в тонкостенных оболочках возникают вертикальные трещины, основной причиной которых можно считать нарушения технологии. Трещиностойкость таких опор существенно повышается, если:

  • для бетона заполнения используют те же материалы, что
    и для бетона оболочки;
  • обеспечивается чистота и высокое качество заполнителей;
  • водоцементное отношение для бетона ядра не превышает 0,4–0,45.

Сооружение сборно–монолитной опоры с применением свай–оболочек

Рис. 3.10 – Сооружение сборно–монолитной опоры с применением свай–оболочек: 1 – секция сваи–оболочки; 2 – фланцевый стык; 3 – бетон заполнения

Наиболее трещиностойки опоры, внутреннюю полость которых заполняют битуминизированным песком.

Как показывают результаты исследований, трещины возникают и в монолитных, и в сборно–монолитных опорах. Уменьшить количество и величину раскрытия трещин удается, например, уменьшая (по возможности) массивность опор за счет устройства проемов, сооружая опоры с толщиной стенки не более 0,5– 1 м. Монолитные бетонные опоры целесообразно в летний период как можно раньше разопалубливать для создания своеобразного предварительного сжатия наружных волокон за счет экзотермического разогрева ядра. Тогда возникающие зимой растягивающие напряжения в бетоне наружных граней будут частично компенсироваться.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика