Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Строительство городских мостовых сооружений Минимаркер Навесной монтаж железобетонных пролетных строений мостов больших пролетов рамной и балочно–неразрезной системы

Навесной монтаж железобетонных пролетных строений мостов больших пролетов рамной и балочно–неразрезной системы

Страница 5 из 10
Содержание лекции:
Монтаж пролетных строений городских мостов, путепроводов и эстакад из сборного железобетона

Навесным называется монтаж пролетных строений наращиванием консолей от опор моста, без подмостей и временных опор, с передачей нагрузки от веса монтируемой части пролетного строения на смонтированную.

В 1960–е годы технология получила в России большое распространение. За рубежом этот метод монтажа даже назвали «русским способом».

Навесная сборка целесообразна для строительства мостов с большими пролетами, пролетные строения которых в монтажный и эксплуатационный период работают одинаково (то есть в них возникают усилия одного знака). Это консольные системы (рамно–консольные, балочно–консольные, балочно–неразрезные).

Железобетонные поперечно–члененные консоли монтируют из отдельных блоков, которые объединяют напрягаемыми арматурными элементами.

Между блоками устраивают «мокрые» (то есть их омоноличивают при монтаже блоков), сухие (не требующие омоноличивания) и клеевые (с предварительной промазкой торцевых поверхностей блоков клеями на основе эпоксидных смол) стыки.

Первый мост, построенный навесным способом в 1961 г. в Москве (Автозаводской мост через Москва–реку), имел «мокрые» стыки.

Навесная сборка велась двумя шевр–кранами грузоподъемностью 200 т. навстречу друг другу; наибольшая масса блока – 180 т.

Железобетонные блоки собирали на полигоне из плит и подавали под кран по воде.

На торцах каждого блока имелись арматурные выпуски.

На рис. 5.16 показана технология монтажа консолей пролетного строения с устройством «мокрых» стыков между торцами блоков.

Навесной монтаж железобетонных коробчатых блоков пролетного строения шевр–краном

Рис. 5.16 – Навесной монтаж железобетонных коробчатых блоков пролетного строения шевр–краном: а) схема монтажа: 1 – береговое анкерное пролетное строение, собранное на подмостях; 2 – шевр–кран; 3 – плашкоут из 12 понтонов КС–3. б) строповочные устройства: 1 – петлевая напрягаемая арматура; 2 – регулировочные металлические прокладки; 3 – железобетонные прокладки–фиксаторы толщины шва; 4 – полиспаст и траверса крана; 5 – консольная балка; 6 – опорная строповочная балка; 7 – фиксатор пролетного положения блока: 8 – тяжи со стыковыми накладками; 9 – устанавливаемый блок; 10 – нижние поддерживающие строповочные балки; 11 – блок смонтированной части пролетного строения

Порядок работ:

  • транспортировка блока со склада под монтажный кран;
  • поднятие очередного блока шевр–краном и приведение его в проектное положение;
  • временное закрепление блока частью напрягаемой арматуры с устройством между торцами блоков прокладных бетонных блоков, фиксирующих толщину шва 20 см; расстроповка блока;
  • омоноличивание стыка; сварка арматурных выпусков соседних блоков;
  • выстойка (для набора прочности) бетона шва;
  • установка и натяжение рабочей высокопрочной арматуры;
  • омоноличивание напрягаемой арматуры в верхней плите (или инъектирование раствора в закрытые каналы) блоков;
  • перемещение крана для монтажа следующего блока.

Достоинства «мокрых» швов:

  • неточности монтажа блоков (некоторое несовпадение торцов) не имеют особого значения;
  • обеспечивается  монолитность  конструкции  пролетного строения.

Недостатки:

  • сложности, связанные с устройством стыков блоков в холодное время года;
  • для набора прочности бетона швов требуется время.

Сухие стыки применены впервые в 1962 г. на строительстве автодорожного рамного моста через р. Оять (пролет около 60 м) на магистрали Ленинград–Петрозаводск.

Достоинство сухих стыков: нет особой разницы в монтаже блоков летом и зимой, блоки можно монтировать как металлоконструкции.

Недостаток: необходимо обеспечить точное совпадение торцевых поверхностей стыкуемых блоков, чтобы не допустить концентрации напряжений в бетоне торцов стыков (она приводит к образованию трещин) при сжатии блоков во время создания предварительного напряжения.

Для фиксации точного местоположения блоков относительно друг друга использовали металлические фиксаторы и определенный порядок сооружения блоков, – метод «отпечатка». Сначала бетонировали блоки первой очереди, затем второй (рис. 5.17, а). Блоки, имеющие выпуски арматуры с одной стороны, можно присоединять бетоном к блокам без выпусков. Торцы смазывали известью, чтобы исключить прилипание соседних блоков друг к другу (рис. 5.17, б). Масса блока – 15 т.

Схемы изготовления коробчатых блоков способом «отпечатков»

Рис. 5.17 – Схемы изготовления коробчатых блоков способом «отпечатков»: а – на подмостях; б – укрупнительной сборкой из плит; 1 – фиксаторы; 2 – подмости; 3 – смазка торца известью; 4 – бетон приторцовых участков блоков; 5 – стенка блока; 6 – выпуски арматуры

На строительстве моста через Оять использовали только горизонтальные арматурные пучки в верхней плите блоков. Пучки сначала натягивали, а затем омоноличивали сверху. В связи с горизонтальным размещением пучков возникает опасность раскрытия швов между блоками в нижней зоне, что может привести к коррозии пучков. К тому же бетон омоноличивания плиты, укладываемый над открытыми пучками, не обжат силами предварительного натяжения и, следовательно, находясь в растянутой зоне, подвержен трещинообразованию. Потому следующим шагом было использование наклонных пучков, проходящих в каналах стенок блоков, с использованием клеевых составов.

Клеевые стыки блоков в поперечно–члененных конструкциях балок получили наибольшее распространение. Их достоинство – надежная герметизация швов между блоками.

В сочетании с наклонными пучками, проходящими в стенках блоков, а также фиксаторами в стенках блоков в виде выступов и впадин, они обеспечивают плотное соединение блоков по торцам. Для этого на заводах блоки готовят в жесткой оснастке и методом «в торец»: опалубкой торца каждого последующего блока становится торец готового предыдущего блока (рис. 5.18).

Изготовление коробчатых блоков «в торец» на заводе МЖБК

Рис. 5.18 – Изготовление коробчатых блоков «в торец» на заводе МЖБК: I–V – стадии изготовления блоков; 1 – пропарочная камера; 2 – тележка для подачи арматурного каркаса; 3 – арматурный каркас; 4 – короб внутренней опалубки; 5 – тележка подачи короба; 6 – тележка для перемещения блока; 7 – наружная опалубка

Арматурные пучки проходят в закрытых каналах, которые образуют при изготовлении блоков с помощью каналообразователей, выполненных в виде гофрированных труб диаметром 10 см.

Выступы–фиксаторы в стенках одновременно воспринимают поперечную силу. Поэтому, в отличие от решения, принятого для моста через р. Оять, не надо расходовать материал на металлические фиксаторы.

Устройство клеевых стыков железобетонных блоков в поперечно члененных конструкциях составляют следующие работы.

  1. Подготовка стыкуемых поверхностей блоков:
    • очистка от цементной пленки, грязи и жировых пятен стальными щетками;
    • промывка очищенных поверхностей с обезжириванием 10% раствором соляной кислоты (НС1).
  2. Приготовление клея в специальных закрытых клеемешалках. Клей готовят на основе эпоксидных смол, например:
    • эпоксидная смола ЭД–6 – 100 вес. ч.;
    • разбавитель (фуриловый спирт) – 30 вес. ч.;
    • отвердитель (полиэтиленполигамин) – 10 вес. ч.;
    • наполнитель (цемент) – 250 вес. ч.

    Клей токсичен, потому при работе с мим требуется соблюдение мер безопасности.

  3. Нанесение клея на обе стыкуемые поверхности и разравнивание его шпателем (щеткой, валиком) до получения не оплывающей пленки.
  4. Обжатие клеевых стыков (по всей плоскости элемента) до 2 кгс/см2. Производится частью рабочей арматуры, специальными инвентарными пучками или винтовыми стяжками (для этого на блоках предусматривают специальные устройства для крепления стяжных элементов). Полное натяжение осуществляется только после отверждения клея.
  5. Контроль качества клеевых стыков (производится внешним осмотром и испытаниями на срез балочек из кубов 7 на 7 на 7 см).

В зимний период клеевые швы устраивают с обогревом калориферами в объемлющих или местных тепляках. Пользуются также электроподогревом: ток пропускают по специальным торцевым арматурным сеткам, которые укладывают при изготовлении блоков на расстоянии 2–3 см. от торца.

Натяжение пучков высокопрочной арматуры при уравновешенном навесном монтаже блоков производится, как правило, домкратами двойного действия (рис. 5.19) с развиваемым усилием в 63, 120, 250 тс. Они обеспечивают натяжение пучков 24d5, 48d5, 96d5 или канатов из семипроволочных прядей.

Натяжение пучка домкратом двойного действия

Рис. 5.19 – Натяжение пучка домкратом двойного действия

Закрепление проволок пучка или канатов достигается плотным заклиниванием в зазоре между внутренними стенками колодки и конусной пробкой. Анкеровка пучка производится в два хода (действия) гидродомкрата: при первом ходе осуществляется натяжение проволок пучка, при втором ходе – запрессовка конусной пробки.

Наклонное положение пучков (канатов) в стенках позволяет погасить растягивающие напряжения в нижней зоне блока коробчатого сечения, характерные для горизонтального расположения пучков в верхней зоне сечения, если усилие натяжения достаточно велико.

Можно, конечно, ставить по нижней плите коробки горизонтальные монтажные пучки (канаты), но это усложняет технологию и требует дополнительных расходов. Отрицательным явлением при размещении наклонных пучков является некоторое ослабление каналами стенок железобетонной коробки, что может послужить причиной появления трещин.

Консоли пролетных строений, монтируемые навстречу одна другой, должны сойтись в одном месте. Прогиб концов консолей рассчитывается заранее. С учетом этого прогиба устанавливают первые от опоры блоки, причем шов между первым блоком и опорой устраивается из монолитного железобетона. Замыкание консолей также устраивается «мокрым» швом, чем корректируется неточность монтажа.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика