Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование тоннелей Минимаркер Технико-экономическая целесообразность и эффективность строительства транспортных тоннелей

Технико-экономическая целесообразность и эффективность строительства транспортных тоннелей

Страница 1 из 3

Транспортные тоннели в большинстве случаев представляют собой сложные и дорогие комплексы инженерных конструкций и эксплуатационного оборудования, относящиеся к первому классу сооружений.

Основной смысл постройки многих горных тоннелей заключается в замене обхода высотного препятствия его непосредственным преодолением, что расширяет возможности трассирования пути сообщения в трудных условиях. Прорезая насквозь горы и возвышенности, тоннели сокращают длину линий и количество создаваемых на них искусственных сооружений, позволяют снизить величину наибольших уклонов.

С другой стороны, преодоление с помощью тоннеля контурных препятствий в горной местности (участки оползней, осыпей, селей, снежных лавин и заносов), а также постройка тоннелей для развития трассы обеспечивают полную стабильность пути и безопасность движения, а в случае петлевых и спиральных тоннелей – необходимое удлинение линии для набора высоты при принятом максимальном уклоне.

Подводно-тоннельные транспортные переходы сооружаются, как правило, на пересечениях интенсивно эксплуатируемой сухопутной дорогой водного пути, требующего большой высоты подмостового судоходного габарита. В настоящее время подводные тоннели стали успешно конкурировать с мостами, в сравнении с которыми они наилучшим образом обеспечивают непрерывность и безопасность обоих видов транспорта. В определенных условиях подобные тоннели приобретают ряд дополнительных, иногда очень существенных преимуществ перед мостами.

Городские транспортные тоннели служат в основном для развязки в разных уровнях пересечений уличных магистралей. В последние годы их стали строить также в целях освобождения наиболее важных городских проездов от интенсивного автомобильного или железнодорожного движения.

Несмотря на относительно высокую стоимость транспортных тоннелей, их число в наших городах быстро увеличивается. Немало этих сооружений и за рубежом – в Будапеште, Варшаве, Брюсселе, Париже, Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Окупаются они, как правило, за короткий срок – 4–5 лет.

Постройка в городах транспортных и пешеходных тоннелей всех типов способствует обеспечению высоких скоростей движения транспорта и безопасности пешеходов и, кроме того, улучшает санитарно-гигиенические условия на улицах – уменьшает городской шум и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Необходимость постройки некоторых тоннелей, особенно входящих в состав магистральных путей сообщения, может не вызывать сомнения. Требуется лишь обосновать их как наиболее рациональный тип искусственного сооружения и уточнить основную схему, способы производства работ, конструктивные особенности, а также другие многочисленные проектные параметры. Для этого используется методика технико-экономического сравнения вариантов.

Но иногда тоннель имеет преимущественно самостоятельное значение как транспортный объект. Это может быть, например, крупный подводно-тоннельный переход в городских условиях, параллельный тоннель, сооружаемый для увеличения пропускной способности, отдельный тоннель для развязки в разных уровнях транспортного пересечения на магистрали и т. п. В подобных условиях первым вопросом и начальной стадией проектирования рассматриваемых сооружений становится технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности их постройки.

Важнейшей составной частью технико-экономического обоснования является определение экономического эффекта, получаемого от капитальных вложений в строительство данного тоннеля. Эта характеристика сооружения, безусловно, должна быть отнесена к главнейшим из числа закладываемых в основу разработки и оценки всего проекта.

Соответственно тому, что общими критериями экономической эффективности капитальных вложений в народное хозяйство являются рост производительности общественного труда и снижение стоимости строительства, при постройке тоннелей экономический эффект находит выражение прежде всего в сокращении потерь времени и в уменьшении затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров.

Методика ориентировочной проверки экономической эффективности капитальных вложений в тоннельный объект поясняется на примере устройства подземного пересечения в разных уровнях уличных магистралей.

Строительство такого тоннеля можно считать экономически целесообразным при выполнении условия

050614_f1

где ∑n – суммарные годовые экономические потери вследствие задержек транспорта на регулируемом пересечении, руб./год;

К – сметная стоимость сооружения, руб;

Тс – ориентировочный срок службы сооружения, лет;

А – ежегодные амортизационные отчисления, % в год;

Э – годовые эксплуатационные расходы за вычетом стоимости эксплуатации обычного пересечения, руб./год.

Срок окупаемости Т рассматриваемого транспортного пересечения или любого другого тоннеля принципиально может быть определен па формуле

050614_f2

где С – годовой выигрыш государственных средств (экономия и дополнительные поступления) от ввода в действие сооружения, руб./год;

D – коэффициент, учитывающий среднегодовой прирост размеров движения к моменту ввода сооружения в эксплуатацию.

В других случаях расчетами экономической эффективности строительства транспортных тоннелей решаются две задачи. Во-первых, устанавливается размер экономического эффекта от получаемого сокращения затрат транспортных и других народнохозяйственных организаций, связанных с эксплуатацией будущего тоннеля (абсолютная эффективность). Во-вторых, оцениваются технико-экономические особенности и общая прогрессивность рассматриваемого варианта в сопоставлении с другими конкурентоспособными решениями с целью выбора наиболее целесообразного из них (сравнительная эффективность).

Применяемая в расчетах экономической эффективности система показателей складывается из двух групп:

  • основные показатели, оказывающие решающее влияние на выводы о типе сооружения и сроке его постройки;
  • дополнительные показатели, позволяющие дать всестороннюю оценку объекта и внедряемых на нем мероприятий.

К основным показателям, учитываемым при оценке эффективности, достигаемой в процессе строительства, относятся:

  • себестоимость строительно-монтажных работ;
  • капитальные вложения, связанные с внедрением новой техники (прогрессивных конструкций или технологии строительства);
  • производительность труда (или трудоемкость) на строительно-монтажных работах;
  • продолжительность строительства.

Эффективность, получаемая в процессе эксплуатации построенных тоннельных сооружений, оценивается основными показателями ежегодных затрат на их эксплуатацию и основными показателями сроков ввода сооружений в эксплуатацию.

Основные показатели определяются в действующих системах цен, нормативов, учета и отчетности. Они должны быть тесно связаны с плановыми показателями и обеспечивать возможность их соизмерения.

Характер дополнительных показателей можно установить, детализируя многообразные формы, в которых выражается экономическая эффективность строительства тоннельного объекта. Если рассматривать процесс будущей эксплуатации сооружения, то к ним следует, прежде всего, отнести:

  • улучшение условий движения транспорта и пешеходов, определяющее возможность повышения скоростей сообщения и снижения эксплуатационных расходов, что, в конечном счете, обеспечивает снижение себестоимости перевозок;
  • прирост продукции связанных с данным тоннелем предприятий;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Кроме того, необходимо учитывать характер и степень проявления, экономической эффективности в период строительства объекта:

  • снижение сметной стоимости объекта и себестоимости строительно-монтажных работ;
  • повышение производительности труда;
  • экономию материалов;
  • эффективность использования новой техники и индустриальных методов;
  • сокращение продолжительности строительства и размера незавершенных капитальных вложений.

В ходе расчетов технико-экономической эффективности проектируемого тоннеля определяется также выгодное время его строительства, то есть сроки наступления такого периода, когда капиталовложения в данный комплекс сооружений уже не будут преждевременными и, наоборот, пока народное хозяйство еще не несет заметных потерь из-за его отсутствия.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика