Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование тоннелей Минимаркер План тоннелей

План тоннелей

Страница 1 из 5

План тоннелей на кривых имеет ряд существенных недостатков. Поэтому следует стремиться располагать тоннели на прямых участках линии. Однако это не всегда удается по условиям рельефа и инженерно–геологическим данным.

Устройство тоннеля на кривой часто бывает целесообразным для преодоления мысового препятствия при развитии линии по долине горной реки (рис. 1.1, а и б). В этом случае достигается значительное сокращение длины тоннеля и объемов строительных работ.

Мысовой тоннель

Рис. 1.1 – Мысовой тоннель: а – план; б – вид со стороны портала

Приходится также располагать тоннели на кривых при трассировании дороги по оползневым и обвалоопасным участкам долины. Сооружение защитных галерей и эстакад в таких местах не всегда бывает целесообразно и надежно, в связи с чем зачастую вопрос безопасности движения решается путем перенесения трассы линии в глубь массива. Необходимость расположения части тоннеля на кривых возникает также в тех редких, но, к сожалению, встречающихся случаях, когда в результате недостаточно тщательных инженерно–геологических изысканий на ранее запроектированной прямолинейной трассе обнаруживаются участки, требующие обхода (карстовые пещеры, подземные водоемы, участки тектонических нарушений и т. д.). Например, при строительстве Лечбергского тоннеля в Швейцарии, в результате прорыва в тоннель воды р. Кандер, протекавшей над его трассой, было принято решение обойти это место кривой с удлинением тоннеля на 870 м.

Другим примером может служить тоннель «В. Каларов» в Болгарии, при проходке которого была встречена зона разрушенных гнейсоглинистых пород с большим притоком подземных вод. Для обхода этой зоны проект тоннеля был изменен – прямолинейная трасса частично заменена криволинейным участком из пяти сопрягающих кривых (рис. 1.2). Криволинейный в плане тоннель рекомендуется располагать полностью на круговой кривой одного радиуса или, в крайнем случае, на кривых близких по значениям радиусов, что способствует применению однотипного проходческого оборудования (буровых и кружальных рам, элементов опалубки и т. д.) и конструкций обделки. Кривые различного радиуса осложняют также работы по разбивке трассы тоннеля и перенесению ее внутрь массива.

Изменение трассы тоннеля при обходе зоны тектонических нарушений

Рис. 1.2 – Изменение трассы тоннеля при обходе зоны тектонических нарушений

Особенно нежелательно расположение тоннеля на разнотипных элементах плана при сборной обделке тоннеля, так как в этом случае увеличивается количество типоразмеров сборных элементов и усложняется сопряжение колец обделки и технология работ по ее монтажу.

Для железнодорожных тоннелей наименьший рекомендуемый радиус кривых установлен 600 м. В трудных горных условиях на линиях I–II категорий при соответствующем технико–экономическом обосновании наименьший допускаемый радиус кривой принимается 400 м.

Автодорожные тоннели на дорогах любых категорий, как правило, не должны располагаться на кривых радиусом менее 250 м и лишь в особо тяжелых горных условиях этот радиус может быть уменьшен до 100 м. при специальном обосновании.

Для обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями на дорогах I категории с кривыми менее 3000 м и на дорогах других категорий менее 2000 м устраиваются виражи, а на кривых радиусом 700 м и менее, кроме того, предусматривается уширение проезжей части.

Очень большое значение для безопасности движения автомобилей на кривых имеет расстояние «видимости» S (рис. 1.3) . Оно должно быть. не менее общей длины тормозного пути автомобиля плюс 5÷10 м (запасное расстояние от остановившегося автомобиля до препятствия). Расчет ведется из условия расположения глаза водителя на высоте 1,2 м от поверхности проезжей части при нахождении автомобиля на расстоянии 1,5 м от кромки проезжей части. Например, на кривых радиусом 100–250 м длина хорды S составляет 40–60 м, что требует ограничение скорости движения до 30–50 км/ч.

Схема к определению расстояния видимости в автодорожном тоннеле

Рис. 1.3 – Схема к определению расстояния видимости в автодорожном тоннеле


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика