Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование деревянных и железобетонных мостов Минимаркер Виды мостов

Виды мостов

Страница 1 из 3

Одной из наиболее характерных сторон современности является непрерывное развитие сети постоянных путей сообщения. Транспортные связи обеспечивают нужды промышленности, сельского хозяйства и торговли, способствуют международному разделению труда и сближению между странами и народами.

Железные и автомобильные дороги, нефтепроводы и газопроводы прокладываются в различных географических и климатических зонах, преодолевают реки, горные хребты, тайгу и болота. Новые дороги и трубопроводы во многих случаях проходят по застроенной местности, сооружаются в городах и пересекают существующие железные и автомобильные дороги. Прокладка транспортных трасс через любые препятствия обычно сопряжена с необходимостью выполнения сложных строительных работ.

Мосты представляют собой инженерные сооружения, позволяющие проложить транспортную магистраль над встретившимися препятствиями.

Известны разнообразные типы мостов, различающиеся по назначению, конструкции и архитектуре. Компоновка и конструкция моста в значительной степени определяется характером препятствия, преодолеваемого транспортной магистралью в месте постройки сооружения. Чаще всего мосты строят через водные преграды: реки, озера, морские проливы (рис. 1.1).

Городской мост

Рис. 1.1 – Городской мост

Объем работ и стоимость строительства определяются размерами моста, топографией и геологией местности, режимом водотока под сооружением. При прокладке дорог наибольшее число мостов обычно приходится строить через многочисленные малые реки, которые пересекают трассу дороги.

Если расчетные расходы воды, которые должны быть пропущены под сооружениями, невелики, то при ограниченной высоте насыпи мосты заменяют водопропускными трубами, укладываемыми в тело насыпи (рис. 1.2). Земляное полотно дороги при этом полностью не прерывают, что позволяет получить экономию в стоимости и сократить сроки строительства. Размеры труб стандартизированы, а их конструкция допускает широкое использование строительных механизмов при монтаже. В настоящее время широко применяют железобетонные и металлические трубы. Необходимо заметить, что в районах с суровыми климатическими условиями в ряде случаев приходится отказываться от применения труб из–за опасности образования наледей.

Водопропускная труба

Рис. 1.2 – Водопропускная труба

Постройка мостов через большие водные преграды требует значительных материальных затрат и выполняется после проведения тщательных изысканий. В горах и при прокладке дорог в пересеченной местности приходится строить мосты через долины и ущелья. При этом длина сооружений не будет связана непосредственно с шириной водотока по дну долины. Такие мосты называют виадуками (рис. 1.3). Общая длина виадуков определяется рельефом местности вдоль намеченной трассы дороги. Виадуки часто располагают на уклонах и кривых.

Виадук Салгинатобель (Швейцария)

Рис.1.3 – Виадук Салгинатобель (Швейцария)

При выборе размеров и конструкции мостов в необходимых случаях учитывают некоторые специфические условия: возможность появления камнепадов, снежных лавин, сейсмичность района строительства.

Развитие транспортной сети требует устройства и оборудования пересечений дорог. Наиболее удобны в эксплуатации пересечения в разных уровнях, для которых сооружают мосты–путепроводы (рис. 1.4). С увеличением скорости движения транспортных средств роль путепроводов возрастает, так как экономический ущерб, связанный с потерей времени на перерывы движения, делает нерентабельным устройство и надлежащее оборудование дорожных переездов в одном уровне. Особенно большое значение имеет постройка путепроводов на подходах к крупным городским центрам, а также в пределах железнодорожных станций со значительным путевым развитием.

Путепровод

Рис. 1.4 – Путепровод

Обеспечение удобных подходов к мостам, а также устройство развязок многочисленных полос движения часто осуществимы только при замене земляного полотна дорог мостами–эстакадами (рис. 1.5). Во многих крупных городах Западной Европы, США и Японии устраивают многоярусные эстакады, которые образуют сложные транспортные узлы и имеют большую протяженность. В Нью–Йорке, Токио, Осака, Берлине на эстакадах проложены линии городских железных дорог.

Эстакада

Рис. 1.5 – Эстакада

В Токио и Осака эстакады в ряде случаев проходят вдоль реки или канала, причем столбчатые опоры располагаются в воде. Это вызвано высокой стоимостью земли в пределах городской территории, пригодной для застройки жилыми домами. Устройство эстакад может быть экономически оправданным также при прокладке дорог в особо сложных геологических условиях.

В античную эпоху часто строили мосты–водопроводы (акведуки). Архитекторы и строители древнего Рима, используя труд рабов, создали ряд замечательных каменных акведуков, некоторые из которых сохранились до наших дней (рис. 1.6). К акведукам близки по своему назначению мосты–каналы, позволяющие проложить водный путь над дорогой, рекой или местностью, отметки поверхности которой ниже уровня воды в канале.

Римский акведук близ г. Нима

Рис. 1.6 – Римский акведук близ г. Нима (Франция, II в. н. э.)

В специальную группу могут быть выделены разводные мосты различных систем. Разводные мосты обеспечивают проход больших судов при относительно малой высоте моста, что позволяет, как правило, в городах или районах портовых акваторий снизить стоимость сооружения за счет сокращения затрат на устройство подходов и опор с учетом стоимости эксплуатации разводных мостов.

В некоторых случаях при большой глубине водной преграды проектируют мосты–тоннели, расположенные в толще воды выше уровня дна на опорах, заложенных в дно.

Мосты различают также по материалу, из которого выполнены пролетные строения (деревянные, железобетонные, металлические), по основной статической схеме (балочные, арочные, рамные, комбинированные, висячие), а также по уровню расположения проезда относительно конструкций пролетного строения  (езда понизу, поверху, посередине).

Ряд существенных отличий в конструкции имеют мосты под железную и автомобильную дорогу. Отдельные группы составляют городские мосты и мосты с совмещенной ездой под железную и автомобильную дороги.

Приведенные примеры классификации типов мостов претерпевают с течением времени некоторые изменения и уточнения в связи с прогрессом в технике мостостроения или появлением и распространением новых конструкций.

Сложность и ответственность расчетов при проектировании любого сооружения существенно зависит от его масштабов. При увеличении линейных размеров быстро возрастает собственный вес и масса отдельных элементов. Постоянная нагрузка и динамические силы, развивающиеся при вынужденных колебаниях, начинают играть превалирующую роль при проверках прочности и устойчивости частей сооружения. Зарегистрированные в истории мостостроения катастрофы чаще всего происходили при переходе к новым, недостаточно изученным конструкциям с большими пролетами.

Поэтому особого внимания заслуживают вопросы проектирования мостов больших пролетов. Само понятие «мост большого пролета» требует некоторого уточнения и должно связываться с системой и типом сооружения. К малым и средним обычно относят мосты, имеющие пролеты менее 100–150 м. Эта условная граница имеет в виду главным образом балочные и арочные системы. Для современных больших висячих мостов характерны пролеты 600–700 м и более.

При проектировании мостов больших пролетов возрастает роль расчетов на устойчивость и динамических расчетов, связанных с воздействием ветровых и сейсмических сил, а также расчетов по уточненным расчетным схемам. Особое значение приобретает также вопрос об использовании типов мостовых конструкций и материалов с надлежащими прочностными и весовыми характеристиками, выбранными с учетом климатических условий в месте расположения сооружений.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика