Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование деревянных и железобетонных мостов Минимаркер Ряжевые опоры

Ряжевые опоры

Страница 12 из 13

Ряжевые опоры применяют в мостах через реки, дно которых сложено из грунтов, не допускающих забивку свай. Ряж представляет собой деревянный сруб из бревен (реже из брусьев) с днищем, заполненным камнем. Венцы ряжа укладывают вплотную или с просветами не более половины диаметра. Устройство просветов позволяет уменьшить расход леса, но требует применения крупного камня и увеличивает осадку стен ряжа.

Углы стен ряжа рубят без остатка «в лапу» (рис. 3.37, а) или с остатком «в обло» (рис. 3.37, б). Устройство углов с остатком проще и обеспечивает большую прочность, но выступы их стесняют сечение реки. Дно ряжа располагают на высоте двух–четырех венцов в зависимости от грунта, на который устанавливают ряж. При слабых грунтах дно устраивают выше с тем, чтобы венцы входили в грунт для повышения устойчивости ряжа на сдвиг.

Дно ряжа имеет зазоры, размеры которых можно увеличивать с возрастанием прочности грунта. Для плотного опирания на грунт низ ряжа заполняют мелким камнем или щебнем. При скальном основании дно можно не устраивать, а при слабых грунтах оно может быть сплошным. Нижние венцы соединяют с верхними металлическими хомутами, чтобы при загрузке камнем не оторвалось дно.

Для исключения выпучивания стен через 2–3 м. делают поперечные перегородки, а в больших ряжах – и внутренние продольные стенки, причем размеры образующихся клеток не должны превышать 2–3 м.

Для экономии леса перегородки можно устраивать в виде распорок высотой в несколько венцов, расположенных в шахматном порядке. В углах ряжа и у перегородок устанавливают вертикальные бревна (сжимы), стягиваемые с венцами болтами. Отверстия для болтов в сжимах делают овальными, чтобы не препятствовать осадке стен ряжа.

Углы ряжей

Рис. 3.37 – Углы ряжей

Простейшую прямоугольную форму ряжа в плане принимают только на водотоках с малыми скоростями течения. В большинстве случаев ряжам придают обтекаемую форму. Для обеспечения устойчивости ряжа ширину его понизу (по фасаду) принимают равной 0,3–0,4 высоты. Необходимую площадь опирания определяют по допускаемому давлению на грунт, причем расчетная площадь составляет 2/3 этой площади.

Ряжевая промежуточная опора под железнодорожное пролетное строение моста (рис. 3.38) состоит из прямоугольной части размером 6,66×3,45 и двух треугольников с верховой и низовой сторон. Для уменьшения стеснения реки углы ряжа рублены «в лапу». Режущая грань носовой части ледорезов обита листовым железом для защиты от повреждения льдинами и плывущими по реке бревнами. Венцы ряжа укреплены вертикальными сжимами, связанными со стенками болтами. Отверстия для болтов в сжимах овальные. Ряж разбит на клетки размером 1,6×1,6 м. средней продольной и двумя поперечными стенками. Дно его устроено из бревен, расположенных в шахматном порядке между вторым и третьим, а также третьим и четвертым венцами. Во избежание отрыва дна нижние венцы скреплены металлическими хомутами. В верхней части ряжа врублены поперечные перегородки из четырех бревен по высоте, на которые опираются мауэрлатные брусья, служащие опорами пролетного строения. Для предохранения ряжа от подмыва вокруг него сделана каменная наброска.

Ряжевая опора

Рис. 3.38 – Ряжевая опора

Ряжевые опоры требуют большого расхода камня, значительных затрат рабочей силы. Стенки ряжа вследствие усушки бревен поперек волокон дают значительную осадку, а в пределах колебания уровня воды быстро загнивают. Опоры стесняют реку, дно ее у ряжей часто подмывается. Для предохранения опор от подмыва необходимо тщательное наблюдение, что увеличивает эксплуатационные расходы.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика