Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование деревянных и железобетонных мостов Минимаркер Пролетные строения в виде пакетов

Пролетные строения в виде пакетов

Страница 5 из 13

Пролетные строения в виде пакетов являются наиболее индустриальными конструкциями мостов малых пролетов. Пакеты собирают на стройбазе или стройдворе из бревен или брусьев и укладывают на опоры. Каждый пакет перекрывает один пролет. Применяют сдвоенные или башенные опоры, поэтому стыки прогонов не устраивают.

В пролете длиной 4 м. под одну нитку рельса укладывают пакет из девяти бревен (рис. 3.12, а), соединенных вертикальными и горизонтальными болтами. Между вертикальными рядами бревен оставляют просвет шириной 3 см. для проветривания, который в местах установки горизонтальных болтов заполняют дощатыми прокладками. Такой пакет требует большого расхода леса и много длинных болтов. При увеличении пролета конструкция становится громоздкой.

Пакеты

Рис. 3.12 – Пакеты: 1 – шпонки 250×80×8; 2 – опора

Вертикальные болты пакета не могут обеспечить совместную работу бревен как цельного сечения. При изгибе каждый брус работает самостоятельно (рис. 3.13, а). Момент сопротивления пакета определяется как сумма моментов сопротивления входящих в него бревен или брусьев.

Схема работы составного пакета

Рис. 3.13 – Схема работы составного пакета

Более экономичны пакеты из трех ярусов брусьев, работающих совместно как брус единого сечения (рис. 3.13, б). Пакет из n брусьев шириной b и высотой h при независимой работе каждого бруса имеет общий момент сопротивления

06022014_f1

где 06022014_f2 – момент сопротивления одного бруса. Если брусья соединить друг с другом и обеспечить их совместную работу как цельного сечения, то высота такого сечения будет nh и момент сопротивления

06022014_f3

т. е. в n раз больше, чем момент сопротивления пакета из брусьев, работающих раздельно.

Прогоны из пакетов, в которых обеспечена совместная работа элементов как дельного сечения, называют составными.

В составных прогонах материал используется лучше, чем в простых, однако для этого необходимо обеспечить соединения между брусьями, способные воспринимать сдвигающиеся усилия по плоскостям сопряжения с тем, чтобы исключить возможность относительных смещений брусьев.

Для устройства таких соединений применяют различные шпонки. Старые конструкции имеют дубовые шпонки, входящие в соответствующие гнезда соединяемых элементов (рис. 3.12, б). Количество шпонок, глубину врезки и расстояния между шпонками определяют расчетом из условия смятия и скалывания шпонки, а также скалывания бруса между шпонками.

Шпонкам обычно придавали клиновидное очертание в плане с тем, чтобы при усушке их можно было подбивать. Основным недостатком прогонов на таких шпонках является расстройство соединений вследствие усушки и слабого сопротивления дерева смятию поперек волокон, приводящих к обмятию врубок и провисанию конструкции.

Применявшиеся также колодки в виде отрезков брусьев или бревен того же сечения, что и элементы прогонов, располагали волокнами вдоль прогона. При этом смятие происходит вдоль волокон и значительно снижается усушка. Между брусьями остаются просветы, увеличивающие высоту и момент сопротивления прогонов и улучшающие условия проветривания (рис. 3.12, в). Установка колодок требует точной пригонки для обеспечения расчетного распределения усилий между колодками к их удовлетворительной работы.

При современных нагрузках в местах под железную дорогу не удается разместить расчетное количество деревянных шпонок и колодок. Более рационально применение гибких шпонок в виде стальных пластинок толщиной 8–12 мм. и высотой 80–120 мм (рис. 3.12, г). В таком соединении легко разместить тонкие шпонки и обеспечить на участках между ними необходимую прочность дерева на скалывание. Кроме того, гибкость шпонок обеспечивает перераспределение усилий между несколькими шпонками.

Изготовление конструкции легко механизировать, применяя электродолбежник для устройства прорезей в соединяемых элементах. Стальные пластинки делают сквозными (на всю ширину бруса) или забивают в пазы, глубина которых несколько больше половины ширины сопрягаемых элементов.

Учитывая возможность некоторого обмятия врубок, при определении моментов сопротивления шпоночных соединений вводят коэффициенты условий работы, меньшие единицы.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика