Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование деревянных и железобетонных мостов Минимаркер Опоры балочных мостов с малыми пролетами

Опоры балочных мостов с малыми пролетами

Страница 4 из 13

Опоры из четырех коренных свай, воспринимающих вертикальную нагрузку, и пары откосных свай, обеспечивающих поперечную устойчивость опоры (рис. 3.10, а), характерны для старых мостов из круглого леса. Положительными качествами этой конструкции являются четкая и равномерная передача нагрузки от поперечин на прогоны и от прогонов на сваи; при этом насадка на изгиб не работает, а смятие между насадкой и сваями равномерное. Недостатком является плохое использование откосных свай и большое количество врубок.

В современных конструкциях применяют наклонные сваи (рис. 3.10, б), воспринимающие вертикальную нагрузку и вместе с тем обеспечивающие поперечную устойчивость опоры под действием горизонтальных сил (ветра, ударов подвижного состава). Общее количество свай в такой опоре, как правило, меньше чем в старых опорах. Однако неизбежно некоторое несовпадение вертикальных плоскостей прогонов и свай. Насадки работают на изгиб и неравномерное смятие над сваей. Известные затруднения вызывает также забивка наклонных свай.

Рамно–свайные опоры (рис. 3.10, в) состоят из ряда свай, забитых вертикально и связанных несколько выше меженных вод насадкой. На насадку устанавливают готовую раму из стоек, соединенных поверху и понизу насадками и диагональными схватками. Положительным качеством такой конструкции является возможность сокращения сроков монтажа за счет изготовления рам на стройплощадке. Кроме того, как правило, отпадает необходимость в устройстве стыков свай. Продольная жесткость рамно–свайной опоры ниже, чем свайной. Для обеспечения продольной жесткости моста полезно устраивать пространственные опоры путем установки продольных и диагональных связей между смежными опорами.

Для рам высоких опор требуется длинный лес, кроме того, они становятся тяжелыми и громоздкими. В этих случаях рамы устраивают двухъярусными.

При постройке деревянных мостов на суходолах и грунтах, не допускающих забивку свай, применяют рамно–лежневые опоры (рис. 3.10, г). Рамы устанавливают на лежни, уложенные в траншею. Количество лежней определяется условным сопротивлением грунта по подошве траншеи. На грунте вокруг опоры устраивают отмостку для исключения попадания в траншею поверхностной воды в котлован. Существенным недостатком рамно–лежневых опор является опасность быстрого загнивания рам в условиях переменной влажности.

Схемы опор моста под железную дорогу

Рис 3.10 – Схемы опор моста под железную дорогу

В долговременных мостах целесообразно опирать рамы на бетонные столбики, которые можно устанавливать в траншею готовыми. В этом случае дерево удаляется от опасной зоны и создаются условия для длительного срока службы опоры.

В опорах любого типа необходима установка поперечных и диагональных схваток. В старых конструкциях в сопряжении схваток со стойками устраивали сложную врубку парным прямоугольным шипом (рис. 3.11, а) и устанавливали болт. Такая врубка хорошо обеспечивала передачу усилий от одного элемента на другой, однако устройство ее является трудоемкой ручной работой.

Сопряжение схваток со стойками

Рис 3.11 – Сопряжение схваток со стойками: 1 – штырь

Стремление отказаться от сложных врубок заставило искать другие способы сопряжения. Сопряжения стоек и схваток из пиломатериалов осуществляют без врубок, путем установки зубчатой шайбы (рис. 3.11, б), которая при стягивании элементов болтом врезается зубьями в соединяемые элементы. Такое соединение работает вполне удовлетворительно. Однако применение пиломатериалов для опор вызывает увеличение затрат, вследствие чего оно не получило распространения в практике отечественного мостостроения.

Сопряжение элементов из круглого леса без врубок исключается. Если соединить схватки со стойкой только болтом, то под влиянием усушки и нагрузки от собственного веса схватки болт обычно изгибается и соединение теряет способность передавать усилия. Простейшим способом некоторого улучшения конструкции является устройство в схватке врубок «в чашку» (рис. 3.11, в) и стягивание болтов. Одновременно делают небольшую подтеску под щайбами болтов. При натяжении болтов соединение способно передавать усилия, однако сила натяжения падает за счет усушки и при отсутствии тщательного наблюдения соединение расстраивается. При подтеске сваи в месте сопряжения можно установить зубчатую шайбу, что значительно лучше, однако при этом требуется довольно глубокая подтеска стоек, которая полностью снимает антисептированный слой древесины. Хорошей конструкции безврубочного сопряжения круглых стоек со схватками пока не найдено.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика