Главная Минимаркер Мосты и тоннели Минимаркер Проектирование деревянных и железобетонных мостов Минимаркер Мостовой переход

Мостовой переход

Страница 2 из 3

Комплекс инженерных сооружений, включающий мост, насыпи или эстакады подходов и регуляционные сооружения, представляет собой мостовой переход.

Мост (рис. 1.7) состоит из пролетных строений (1), промежуточных (2) и концевых (3) опор. Промежуточные опоры называют также быками, а концевые – устоями. Пролетные строения представляют собой конструкции, несущие ездовое полотно и воспринимающие воздействие подвижной нагрузки.

Опоры поддерживают пролетные строения и передают усилия от сооружения на грунт. Промежуточные и концевые опоры различны по конструкции, так как устои обычно воспринимают значительные силы со стороны грунта насыпи, удерживая в равновесии ее массив. Конструкция устоев предусматривает устройство сопряжения моста с насыпью.

Пролетные строения мостов имеют значительный вес, который передается на кладку опор через специальные устройства – опорные части. Конструкция опорных частей должна обеспечивать передачу расчетных усилий на опоры, а также допускать возможность деформаций пролетных строений при изменении температуры и нагрузки.

Горизонтальную проекцию расстояния между точками опирания пролетного строения, измеренную вдоль оси моста, называют расчетным пролетом, расстояние между задними гранями устоев, измеренное вдоль оси сооружения – длиной моста. Ширина моста определяется условиями пропуска временной нагрузки и действующими габаритами.

Схема моста

Рис. 1.7 – Схема моста: L – длина моста; hстр – строительная высота

При постройке мостов через реки особое внимание уделяют обеспечению условий судоходства, а также пропуска паводковых вод.

Уровень воды в реках зависит от времени года, метеорологических условий и географических особенностей местности. В большинстве районов России летом и зимой вода в реках имеет низкий уровень, который называют уровнем меженных вод (УМВ).

Весной при таянии снега горизонт воды быстро повышается и достигает уровня высоких вод (УВВ). Для многих горных рек, питание которых связано с вечными льдами, характерны бурные летние паводки. На реках Сибири, впадающих в Северный Ледовитый океан, снеготаяние начинается в период, когда мощный ледяной покров в нижнем течении еще цел. Это иногда вызывает катастрофические наводнения.

Расчетный уровень высоких вод (РУВВ) в реке в месте постройки моста устанавливают на основании многолетних наблюдений, исходя из вероятного превышения наблюдавшегося уровня высоких вод (УВВ). Величину вероятности превышения уровня высоких вод выбирают в соответствии с классом будущего сооружения.

Одними из основных характеристик моста являются высота, условно измеряемая между поверхностью проезжей части или головки рельса и уровнем меженных вод, а также строительная высота – от уровня проезжей части до низшей точки всех частей конструкции пролетного строения. Чем меньше строительная высота моста, тем ниже затраты на устройство подходов к мосту.

Водопропускная способность сооружения определяется площадью живого сечения потока под мостом и допустимой скоростью течения по условиям размыва русла реки.

Площадь живого сечения в некоторой степени зависит от конструкции устоев моста. Устои моста называют обсыпными, если конус насыпи выходит в пролет за пределы стенок устоев. В этом случае на берегах живое сечение ограничено откосами конусов насыпей. При других конструкциях устоев живое сечение у берегов может быть ограничено непосредственно передней стенкой устоя.

Величина площади живого сечения под сооружением зависит от суммарной ширины водной поверхности, измеренной между опорами в уровне РУВВ. Этот линейный размер называют отверстием моста. Он относится к основным характеристикам эксплуатационных качеств сооружения.

При подсчете величины отверстия не учитывают толщину опор моста, стесняющих русло, принимая все расстояния по уровню высоких вод в свету. Необходимая величина отверстия моста задается при его проектировании и устанавливается на основании предварительных изысканий. Полная длина моста выбирается с учетом требований пропуска паводковых вод, судоходства и лесосплава.

Стремление получить экономию средств при постройке сооружения за счет сокращения отверстия и уменьшения длины моста может привести к чрезмерному стеснению русла реки и возрастанию скорости течения потока под мостом, что повысит вероятность размыва берегов и ложа реки при паводках. Не меньшую опасность с этой точки зрения представляют ошибки в расположении опор, связанные с возможным нарушением естественного направления струй потока при паводках.

В истории мостостроения зарегистрированы случаи полного разрушения мостов, вызванные подмывом даже достаточно глубоко заложенных опор.

Улучшение условий пропуска паводковых вод можно обеспечить постройкой специально спроектированных регуляционных сооружений – струенаправляющих дамб и траверс, предохраняющих от размыва высокие пойменные насыпи на подходах к мосту.

Устройство мостового перехода требует значительных средств и выполняется по проекту, который обычно выбирают путем сравнения с другими, подходящими для заданных условий. Число параметров, по которым сравнивают различные варианты, может быть очень большим. Наряду с экономическими и техническими показателями учитывают эстетические требования, а также народнохозяйственное значение будущего сооружения, которое может оказаться решающим при окончательном выборе проектного решения.

В настоящее время на основе широкого использования ЭВМ успешно развиваются и используются методы оптимального проектирования сооружений.

При проектировании пролетных строений и опор моста принимают во внимание регламентируемые нормами габариты, воздействие полезной подвижной нагрузки, вес всех его конструкций, ветровые, температурные и сейсмические воздействия на сооружение. При расчете опор учитывают также давление грунта, льда при ледоходе, усилия от навала судов, возможность карчеходов в месте постройки моста.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика