Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История каменного века Минимаркер Солютрейская культура

Солютрейская культура

Страница 4 из 7

В эпоху позднего палеолита на смену ориньякской культуры пришла солютрейская, а затем ее сменила мадленская культура. Если сказать точную дату, то это было 18–15 тыс. лет до н. э. Стоянка Солютра, располагающаяся на территории Франции, дала имя для данной культуры. Г. Мортилье в 19 веке впервые выделил солютрейскую культуру.

Люди той культуры изготавливали наконечники, которые напоминали лист ивы или лавра. Их изготавливали из кремня и обрабатывали с двух сторон костяным отжимником таким образом, что на них образовывались сколы в виде тонких чешуек. Хотя люди ранее уже использовали такой метод, в солютерейскую эпоху он был улучшен. Наконечники были достаточно тонкими, чтобы нанизывать их на копья, дротики и кинжалы.

Но это не единственные вещи, которые изготавливали солютерейцы. На их стоянках были найдены такие вещи как скребки, резцы, иглы, крючки и др. Материалом для изготовления всех этих вещей служили кости и бивни мамонтов. В те времена мамонты и северные олени все еще жили в Европе, так как климат был достаточно холодным.

Сходная культура существовала не только в центре и юге Франции, но и в Испании (восточной и северной части) и в Португалии. Что-то похожее было найдено и на севере Франции, Бельгии и Англии, но данные предметы хоть и имели некоторое сходство с солютерейской культурой, но все же были не так совершенны. Центральная Европа и часть России в европейской части также имели стоянки, датируемые позднепалеолитическим периодом. Там также были найдены вещи, которые, чем-то отдалено, напоминали солютрейскую культуру. В Италии следы пребывания солютерейцев не обнаружены. Существует мнение, что носители солютрейской культуры оказались в Северной Америке. Такая гипотеза была названа солютрейской в конце прошлого века. Согласно ей первыми переселенцами в Америке были как раз европейцы, которые создали там культуру кловис.

Наиболее яркой вещью солютрейской культуры является футляр с костяными иглами и рыболовный крючок. Существует мнение, что главным занятием солютерейцев была охота на лошадей. Эти животные паслись в большом количестве на просторных лугах Европы. По наконечниках из кремня можно понять, что люди эти были воинственными и смелыми. Наверняка они разили насмерть своими метательными копьями.

Но больше удивляет другое их изобретение - это костяная игла (рис. 1), которой они сшивали шкуры животных. Для того, чтобы это сделать, они сначала делали отверстие в шкурах шилом и лишь потом сшивали их иглами. Тот же принцип используют и сапожники в наши дни при ремонте обуви. Но вместо нитей люди в ту эпоху использовали сухожилия животных.

Костяная игла и рыболовный крюк

Рис. 1 – Костяная игла и рыболовный крюк

Солитерийской женщине наверняка повезло, что она могла шить иглой. Процесс изготовления изображен на одном из найденных рисунков. Для изготовления иголки брался кусок оленьего рога, который затем обрабатывался кремневым резцом. С помощью него на кусочке костей делались желобки. Скребло помогало избавляться от всех неровностей на игле, а затем поверхность ее полировалась. Ушко в игле просверливалось кремниевым сверлом. Костяные иглы и инструменты, которые помогали их изготавливать, выставлены в Британском музее.

В этот период высокий рельеф был распространен более всего. Рельефы были не те привычные нам трехмерные скульптуры, они как будто немного отделяются от поверхности. Рельефы делались на скальных опорах. На естественных выступах скал вырезались фигуры животных.

Скульптура солютрейской культуры

Рис. 2 – Скульптура солютрейской культуры

Вырезанные фигуры бизонов в пещере Ле Тук д`Одубер во Франции поражают глубиной рельефа. Кажется, что это настоящие полноценные скульптуры, хотя это не так. Бизоны на самом деле прикреплены к скале. Наскальное искусство в этот период развития достигло наивысшей точки своего развития.

Коровы, которые были вырезаны в каменных породах в Ле Фурне дю Дьябль, напоминают настоящие произведения искусств. Люди в эпоху солютрейской культуры уже пытались делать фигуративные изображения. Они пытались сначала продавить палочками изображение, а затем прорезать изображения на твердом камне. В это время впервые на изготавливаемых предметах появляется пространственность.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика