Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История каменного века Минимаркер Пещерная живопись

Пещерная живопись

До 1849 года человечество не имело представления о существовании древней живописи, пока любитель археологии испанец Марселино Санс де Саутуола не обнаружил на территории своих земель пещеру под названием Альтамира. Стены пещеры покрывали рисунки древних людей. Данная находка буквально ошеломила исследователя, и он занялся тщательным изучением изображений. Через год были опубликованы результаты этих исследований, где говорилось о том, что данные рисунки принадлежат эпохе палеолита. Позднее такие пещеры обнаруживались по всей планете – Европе, Азии, Африке, Америке, России. Особенно много таких объектов в Европе, обусловлено это тем, что в этих местах более суровый климат и люди были вынуждены большую часть жизни укрываться от холода в пещерах.

Итак, пещерная, она же наскальная живопись – это рисунки на сводах пещер, поверхностях скал, сделанные человеком в доисторические времена. Самые ранние были сделаны более 30 000 лет до нашей эры, именно этот период считается началом эволюции человека. Зачем же древний человек наносил эти рисунки? Это вопрос, мнение по которому разделилось среди ученых: одни считают, что посредством живописи человек общался с окружающим миром, другие – что рисунки имеют религиозный характер, но доподлинно узнать цель и мотивы их создания невозможно.

Начало развития пещерной живописи

Некоторые, обнаруженные, наскальные рисунки так поразили ученых своей точностью и мастерским исполнением, что заставили сомневаться в их подлинности, но в дальнейшем все сомнения развеялись, т.к. была обнаружена более ранняя пещерная живопись, которая не была столь совершенна, это говорит о том, что живописи древний человек обучался постепенно.

Первые рисунки были нанесены довольно примитивными способами – пальцами или ветками по мягкой поверхности, например, глине. Проводились прямые или волнистые линии одновременно несколькими пальцами, что, по мнению ученых, имитировало следы когтей пещерного медведя. Такие линии названы «макаронами». К древнейшим изображениям также относятся и оттиски человеческих рук (рис. 1) с расставленными пальцами и обведенным контуром. Более сложные и четкие изображения стали появляться позднее с усовершенствованием навыков.

Оттиски человеческих рук

Рис. 1 – Оттиски человеческих рук

Техника пещерной живописи

В пещерной живописи встречаются изображения, нарисованные как одним цветом, так и рисунки полихромные, т.е. созданные при использовании нескольких цветов. В качестве красок древний человек использовал природные красители, каждый из которых давал определенный цвет: каолин – белый цвет; охра – красный или желтый; марганец – черный и др. Также, активно использовались кварц и древесный уголь, растения и кровь животных. Не забыли наши предки позаботиться и долговечности своего искусства, добавляя в краски животный жир или смолу, чтобы рисунок не смывался водой, которая просачивалась сквозь стены пещер.

Большая часть рисунков наносилась при помощи пальцев. В более поздний период краски наносились инструментами – полыми трубками, через которые рисунок заполнялся цветом и самодельными кистями. Иногда для большей четкости картины художники выбивали или выскабливали контур рисунка. В связи с тем, что художник не владел техникой объемного изображения, рисунки часто наносились на выступающие части стены для получения эффекта объемности.

Со временем пещерная живопись становится менее грубой и прослеживается более высокий уровень мастерства и развития культуры.

Сюжеты пещерной живописи

Пещерная живопись – это отражение окружающего мира человека, которому принадлежит рисунок. Рисунки изображают сцены быта древнего человека, сцены первобытной деятельности. Чаще всего можно встретить изображения животных – бизонов, оленей, коз, лошадей, медведей, мамонтов, т.е. тех, от которых зависела жизнь человека в то время. Несмотря на то, что в изображениях животных не соблюдались пропорции в их размерах, тем не менее, художники того времени могли прекрасно передать образ животного в движении, его повадки. Отдельное место в древней живописи нужно отвезти охоте. На большинстве рисунков изображен зверь, пронзенный копьем. Таким образом человек изображал то, что для него являлось главной целью – победить животное, которое даст ему всё необходимое – пищу, одежду, орудие. Изображая сцену убийства животного, человек пытался привлечь удачный исход охоты.

Пещерная живопись (охота)

Рис. 2 – Пещерная живопись (охота)

Когда человек научился выделять себя из природы, в его живописи появилась тема человека, но такие рисунки встречаются крайне редко и, как правило, человек изображен не слишком реалистично.

С тех пор как была открыта первая пещера с рисунками первобытного человека, эта тема не перестает волновать ученых всего мира и по сей день. Благодаря этим рисункам ученые сделали множество открытий. Пещерная живопись – уникальное наследие наших предков, благодаря которому у нас есть возможность узнать, когда появились первые люди, как они жили и чем занимались, имеем хоть и приблизительное, но представление о том, какой мир их окружал. К сожалению, у нас нет возможности узнать истинные мотивы создания пещерной живописи, но однозначно можно утверждать, что она многое дала понять современному человеку.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика