Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История каменного века Минимаркер Мадленская культура

Мадленская культура

Страница 5 из 7

Временные рамки Мадленской культуры датируются 15–8-м тысячелетием до н.э. (период позднего палеолита). Зародившийся на территории Франции, Испании, Бельгии, Швейцарии и Германии, период мадлен получил название по пещере Ла Мадлен, прославившейся находками артефактов данной эпохи, позднее укоренившейся в Польше, на территории Русской равнины и в Приуралье.

Расцвет мадленской культуры наступает со временем некоторого отступления ледников и его последней атаки на северную Европу. В этот период прослеживается сдвижение климатических зон по направлению к югу, а на смену мамонтам и шерстистым носорогам приходят стада копытных представителей Фауны (лошади, бизоны, северные олени и др. животные).

Орудия труда

Вынужденный приспосабливаться к новым условиям, человек делает новые изобретения и усовершенствует старые навыки. К примеру: плоскостная отжимная ретушь предшествующего культурного периода, заменяется несколько грубоватой техникой краевой ретуши. Постоянные изменения в сторону усовершенствования наблюдаются и в процессе создания привычных резцов из кремния, проколок и скребков. На смену первоначальному варианту скрёблышек из отщепов и ретушью по крутому краю, приходят резцы, форма которых напоминает клюв попугая и геометрические микролиты. Одной из характерных особенностей мадленской культуры, обоснованно считается обработка костей и рогов убитых животных. Подтверждением вышесказанного служит появление копьеметалок и гарпунов (одно или двухрядных) с роговыми наконечниками. В это же время люди нашли применение оленьим рогам, изготавливая из них шила и иглы для прошивания кожи. При раскопках найдены своеобразные стержни с отверстиями, по одной версии, применяемые как символ власти, по другой, как приспособление, служащее выпрямлению древка для копий.

Помимо орудий из кремния, как традиционных, так и со строгими геометрическими очертаниями, мадленской культуре присуще изобилие наконечников, копий, дротиков, копьеметалок и прочих орудий из кости. Судя по наличию зазубренного гарпуна (рис. 1), можно судить о его применении для рыбной ловли.

Гарпуны

Рис. 1 – Гарпуны

Жилищные условия

Для постоянного и временного проживания, носители данной культуры пользовались не только пещерами, но также трудились над сооружением какого-то подобие чума, до последнего времени, служившего жильём для эскимосов и других народов Севера. В последнем случае, в качестве строительного материала использовались кости и шкуры животных. Вынужденные кочевать за мигрирующими стадами северных оленей, мадленцы не имели иного выхода, как отдавать предпочтение мобильным жилищам, пригодным для периодической разборки и сборки. Некоторые учёные современности считают скандинавских лопарей последними представителями мадленской культуры, ушедшими от цивилизации вместе со стадами оленей. Поклонявшиеся первобытным духам и божествам, жители той эпохи устраивали святилища в пещерах.

Жилище мадленцев

Рис. 2 – Жилище мадленцев

Зарождение искусства

Именно на почве религии и представлений мадленцев об окружающем мире, зародилось знаменитое пещерное искусство, и появились первые художественные изделия из кости. О мастерстве наших предков, представлявших мадленскую культуру, многое расскажут современному человечеству объёмные фигурки людей и животных, остроконечники, затронутые волшебством тончайшей отделки. Удивляют и украшения из перфорированных морских раковин и зубов животных. А кому из нас повезёт ознакомиться с удивительной росписью на стенах пещер Ласко и Фон-де-Гом (Франция) и Альтамира (Испания), тот будет буквально заворожён реалистичностью гравированных, монохромных и полихромных рисунков на стенах и потолках. Впечатляют не только красочные изображения буйволов, лошадей, оленей, но и глиняные скульптуры бизонов из пещеры Тюк д’Одубер. Искусством портативной живописи порадуют образцы резных рисунков на роге или кости, как и скульптурные изображения из бивней мамонта, рогов и костей других копытных.

Стоит отметить, что в наскальных изображениях мадленцы нередко пытаются передать движение. В качестве примера стоит упомянуть пасущихся, бегущих животных и даже естественные положения тел в момент драки. Известно, что в начале данного периода краской обводились только контуры животного, но в более поздние времена уже принято закрашивать отдельные части туловища с чередованием 2-3 цветов, а также их интенсивности и тона. К последнему периоду мадленской культуры, наблюдается переход от изображений отдельных животных к объединению их в группы, композиции.

В качестве инструментов для живописи служили каменные резцы, примитивные кисти, палки, а зачастую, даже пальцы человеческой руки. Для рисования пользовались красной, коричневой и жёлтой охрой, а также сажей и мергелем. Стоит обратить внимание на искусное использование естественных неровностей на стенах пещер и попытки древних художников изобразить глубину пространства.

Высокая смертность, лишения и кочевой образ жизни, не стали тормозом для развития мадленской культуры.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика