Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История каменного века Минимаркер Классогенез

Классогенез

Классогенезом называется социальная дифференциация, начало этого явления заложено в техническом процессе, окончание - в идеологическом.

Предпосылки класогенеза

С точки зрения социогенетики, процесс разделения труда в обществе не означает автоматическое его деление на классы. Здесь никакие противоречия не выходят за рамки технического процесса. В традиционной древней общине все были равны перед Богом, обычаями, законом. Родственники старейшин запросто могли пасти скот, глава племени обращался к подчиненному, как богоравному. Никакого идеологического разделения, формирования классов еще не существует. Если ведется натуральное хозяйство, оно не выходит за пределы территорий, занимаемых общиной. Безусловно, старейшины меньше занимаются физической работой, они организаторы и контроллеры в этой системе, но отделить их от общего числа людей, невозможно. Их жизнь общая со всеми, как родственниками, так и рабами.

Первый шаг к развитию классовости (классогенеза) стал возможен благодаря развитию культуры обмена. Общины часто обмениваются друг с другом продуктами своего труда, теряя самостоятельность. Теперь община становится частью большой и сложной экономической системы. Разделение труда между общинами начинает интенсивно возрастать. Данное преобразование в социуме серьезно меняет жизнь организаторов и исполнителей в общине. В первую очередь, перестраиваются организаторы, исполнителей новые условия касаются косвенно, они продолжают находиться внутри общины и выполнять повседневную работу.

Начало разделения классов

 Меновость (обмен) сближает организаторов, у них появляются общие интересы, они заключают сделки, появляется политическая и религиозная общность между ними. Эта связь одновременно ослабляет житейскую близость между главой общины и исполнителями. На это влияет разность содержания трудового опыта организатора и исполнителей. Опыт организатора находится уже далеко за пределами общины и начинает четко прослеживаться идеология господствования одних над другими.

Идеология господствующих людей начинает охватывать меновую жизнь, натурально-хозяйственную деятельность, социальное разделение и распределение обязанностей для каждого исполнителя. Верхушка рода племени с появлением прибавочного продукта для обмена начинает богатеть, усиливая социальную дифференциацию. Находясь в стесненном экономическом положении, рядовые общинники искали способы для выживания. Первым таким способом стал займ у главы общины или более богатого представителя. Второй способ - принцип эквивалентности обмена вместо безвозмездной помощи, как это было раньше.

Прибавочный продукт активно развивал институт частной собственности, укрепляя дифференциацию и формируя отношения эксплуатации. К первым видам эксплуатации относятся:

  • внутриобщинная эксплуатация;
  • межобщинная эксплуатация;
  • рабство и рабовладение.

Рабство и усиление классовости

Первыми шагами к формированию рабства стали успешные попытки использовать труд пленных. С большим развитием производства укреплялось и рабство. Появилась работорговля. Спрос на рабов резко повышается и это послужило причиной  ухудшения социального положения класса. Рабы теперь не владели собственностью, не могли жениться без разрешения, должны были иметь опознавательные символы. Обращение с этими людьми стало жестоким, а объем работ адским. Кабальные виды эксплуатирования рабов лишь усиливали расслоение, как общественное, так и имущественное.

Усиление влияния богатых

Богатство руководителей только вырастало, так как они имели возможность распоряжаться результатами труда коллектива на собственное усмотрение и делали это с энтузиазмом. Контроль руководителя за коллективом усиливался, а расходы на содержание верхушки были гораздо выше, чем этого требовали их нужды. Отчуждение прибавочного продукта у работников верхушкой принимало феодальные формы. В конечном счете, организаторская верхушка получила абсолютную власть, как над людьми, так и над землей.

Расслоение классов (классогенез) стремительно развивалось. Богатая верхушка становилась знатью, а ее представители передавали власть друг другу по наследству. Этому классу противопоставлялись бедные простолюдины, чернь и рядовые общинники. Таким образом, появилась идеология феодального общества, сковавшая развитие экономических отношений на сотни лет.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика