Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История каменного века Минимаркер Cоциогенез

Cоциогенез

Способность к адаптации в силу изменившихся условий не только с опорой на основу биологических изменений, поднимает человека над другими существами, населяющими планету. Для Homo sapiens борьба за существование неразрывна с развитием самой личности, сознания и отношений с себе подобными. Важнейшей вехой эволюционного развития человека является социогенез, представляющий собой формирование общества, зависящее от особенностей социализации в условиях разных культур, регионов, эпох и общественно-экономических формаций.

Приспособление к природной среде, невозможное без накопления индивидуального и социального опыта, стало причиной появления первого в истории первобытно-родового общества. Двойственность форм мышления человека развилась под влиянием двух тенденций противоположного значения:

  • дифференциации общества, ведущей к обособлению личности;
  • контрдифференциации, обеспечивающей широту развёртывания социальных связей.

Значение труда в социогенезе

Научиться выживать под прессом природы, удаётся только в результате развития производительных сил и совершенствования орудий труда. Именно по их уровню можно делать выводы насчёт общественных отношений и процессов труда, служащих изменению всего общества в тот или иной период. Целесообразность использования орудий труда, решающих проблемы общества, с его культурой, региональными особенностями, общественной формой и взаимодействием людей, является основой образования трудовой деятельности.

Ядром единства производительных сил и важнейшей составляющей общественного устройства, являются средства труда и производственные отношения. Именно из этого единства и выстраивается конструкция способа производства, влияющая на сознание и особенности отношений. Понять особенности формирования человека и общества помогает теория социогенеза, исследующая социальную эволюцию с момента старта – появления человека разумного.

Основные факторы развития социума

С позиции социогенеза, эффективность общественной формации неразрывно связана с военными, национальными, религиозными, научно-техническими, экономическими и прочими факторами, имеющими определяющий вес у разных народов в разные времена. Влияние внешней среды на социум и возможность выбора вектора развития, может проявиться одним из трёх направлений: падение потенциала; постоянство и равномерность развития; стремительный рост.

Самым оптимальным способом социогенеза являются метаморфозы, как природы, так и самого человека. В этом плане положение похоже на неразрывную цепь: преображение мира вокруг человека органично вытекает из совершенствования общества, а преображение социума, неизбежно вызывает изменения окружающей природы. Отсюда вывод: делая шаг в сторону изменения себя самого, человек совершенствует сознание, а потом – интеллект.

Основой, на которой держатся способы социогенеза, является территория, где люди работают, отдыхают и живут своей жизнью. Обычно, даже животные стерегут место своего обитания и не допускают туда врагов. Чаще всего, первобытные племена сообща владели площадью в 200-250 кв. км. В отношения к средствам производства, главная роль отводится не индивиду, а члену общины, где господствует общественный характер справедливого распределения, обмена и потребления добытых ценностей.

Обуздание инстинктов

Выход из животного мира, вынуждает человека признать господство общественных отношений. К примеру: неупорядоченные сексуальные отношения уступили место дуально-родовой организации. Правда, время брака между индивидами пришло не сразу. Брачные отношения в этом случае послужили ограничению связей внутри конкретной группы (дуально-родовой брак). Но уже этот шаг был прогрессивным в плане обуздания, разумного регулирования и социального контроля над биологическими путами – половым инстинктом.

Правила поведения регулировались «табу», действовавшими для всех членов общины. К примеру: для улучшения генофонда, действовало ограничение на связь между близкими родственниками. Со временем, запреты преображались в более сложные формы и становились законами. Притом, пытливый ум человека заставлял интересоваться своими предками, историей происхождения, что выделяло Homo sapiens из ряда животных и укрепляло связь между поколениями. Осознание родства служило заботе о раненых, стариках, детях, друг о друге, способствовало справедливому разделу добычи. Люди не только передавали знания и опыт потомкам, но и жертвовали собой в моменты опасности.

Решающим периодом формирования общества и господства общественных отношений, является эпоха появления неоантропа, совпавшая со становлением человека, как личности и члена социума. Неоценимый вклад в эволюцию общественных отношений внесло объединение звуков в речевые конструкции, способствовавшие передаче накопленной информации.

От биологической составляющей - к социуму

Пронести по поколениям разум, помещённый в оболочку человеческого тела, удавалось не иначе, как посредством биологических усовершенствований, сопровождавших переход от архантропа – к палеоантропу, от палеоантропа – неоантропу. Но с завершением биологических изменений, развитие человека, дошедшего до фазы неоантропов, лишь ускорилось.

В начале эволюции потребовалось более 1 млн. лет, чтобы от 2-3 видов каменных орудий Homo sapiens перешёл к изготовлению нескольких десятков типов, использованию других материалов и огня. А чтобы пройти путь от топора из камня до покорения атома, полётов в космос и создания компьютеров, оказалось достаточно 30-40 тыс. лет. Главное место в подобном скачке прогресса заняли не биологические изменения, а формирование общества и социального существа. Создание эффективных общественных формаций привело человечество к взаимосвязи развития от социальных закономерностей. Немало в раскрытии механизмов обуздания животных инстинктов сделано З.Фрейдом, у которого “Я” – это всего лишь воля индивида, а общественная воля воспринимается, как “Сверх – Я”, а потому стоит выше.

Новой реальностью, запускающей механизмы антропогенеза, является процесс социогенеза, ставящий человека на особое место в природе. Трудясь над совершенствованием орудий труда, Homo sapiens поднимается над миром животных. На основании производства неизбежно возникают новые формы отношений. В силу телесной организации, опыта и накопленных навыков, человек владеет большим производственным богатством, которое можно использовать во благо цивилизации и передавать по наследству.

Результаты социогенеза

Биологические связи стада не способны играть той роли, как новые формы отношений в общине. Формируется совсем другая социальная реальность, в которую входит:

  • изменение отношения к природе, спровоцированное производительными силами материального, вещественного и личностного характера;
  • создание общества через отношения производства.

Труд является мерилом производительных сил и степени развитости общественных отношений. Трудовая деятельность, снабжающая человека необходимой продукцией, не может осуществляться без создания определённой общественной формы и взаимодействия между людьми. Из единства труда и общественных отношений образуется способ производства, неизбежно влекущий за собой другие формы отношений и человеческого сознания.

Увеличение темпа эволюционного развития зависит от способности человека регулировать своё поведение согласно условиям окружающей среды, а не жить под диктовку генетических программ, как иные биологические виды. Рождённое с набором определённых инстинктов, животное не выживет в ужесточившихся условиях. Но будучи самым беззащитным из млекопитающих, человек активно воздействует на природу не столько физической силой, сколько способностью мыслить, создавать сложные формы труда, строить личные отношения и взаимодействовать друг с другом.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика