Главная Минимаркер Лекции по истории Минимаркер История Древнего Рима Минимаркер Косметика в Древнем Риме

Косметика в Древнем Риме

Бесконечный поиск средств для улучшения своей внешности стар, как сама Вселенная.

Давайте разберемся, что из себя представляла косметика в Древнем Риме…

Еще древние римляне искали способы скрыть несовершенства кожи. В качестве основы под макияж использовали разные смеси с жирными веществами. В них добавляли восковое вещество «biacca», расплавленное до вязкого состояния. Римские дамы знали, что оно токсично. Тем не менее, несмотря на недовольство со стороны мужчин, разные побочные эффекты и часто отвратительный запах приготовленного «крема», женщины продолжали его использовать. Брови подкрашивали порошками из сурьмы или «Fulgio» (сажи, полученной при сжигании определенных материалов). Веки красили зелеными тенями, сделанными из малахита. Пользовались киноварью (также высокотоксичным веществом), смешивая ее с животными жирами и экстрактами из овощей, чтобы превратить все это в красную помаду.

Большое значение придавалось красоте зубов. Зубные пасты делали из порошка пемзы и других легких вулканических пород, металлического порошка и пищевой соды.

На рынках продавались даже таблетки против неприятного запаха изо рта. Они предназначались в первую очередь для того, чтобы перебить запах алкоголя.

Косметика в Древнем Риме

Древние рабыни проводили дни за смешиванием различных ингредиентов. Для этого существовали специальные ложки или шпатели из дерева, слоновой кости, янтаря, стекла и металла.

В солнечном Риме главной проблемой были веснушки и пигментные пятна. Чтобы от них избавиться, делали маски для лица, некоторые из которых были исключительно «вегетарианскими». В состав масок входили чечевица, мед, ячмень, люпин или укроп. Для аромата добавляли розу или мирту.

Более «тяжелые» маски делали из рогов оленя, экскрементов зимородков, мышей или крокодилов, плаценты, желчи, а также из мочи телят, коров и мулов. Эти ингредиенты смешивали с гусиным жиром, соком базилика, семенами орегано и боярышника, серой, медом и уксусом. Маски с добавками мочи мулов были эффективны, если использовались только сразу после приготовления.

Духи в Древнем Риме

Археологи давно нашли конкретные доказательства существования древних духов и этапов их производства, в частности, мацерации листьев, корней и лепестков цветов. Основой древних духов служило маслянистое вещество «Onfacio». Его получали путем мацерации оливок или виноградного сока, который называется «Agresto». Ароматные вещества смешивали с красителями.

В городе Палестрина на окраине Рима в духи добавляли экстракт из лепестков роз. В Районе Помпеи использовали различные сорта лилий. Также были популярны мирт и лавр, жасмин, яблоки и айва. Из Египта в Рим поставляли ингредиенты, из которых делали самые дорогие духи, которые назывались «Иудейский бальзам».

Александрия в древние времена была центром торговли специями и травами, которые переправлялись в Рим, Неаполь и Капуа.

Ароматные эссенции продавались по ошеломляющим ценам. С 1-го века нашей эры одна унция духов стоила более 400 динаров.

Римский историк Плиний отмечал, что огромные богатства тратились впустую, и «профумо» (духи) могли бы найти лучшее применение, например, в амфитеатрах, где стоял горький запах крови убитых животных.

Духи наносили не только на тело. Знатные люди большое внимание уделяли запахам, которые царили в их домах. Например, дворец Нерона «Domus Aurea» был построен так, что с потолка банкетного зала на гостей падали цветы, и лилась душистая вода. Однажды из-за этого с одним из гостей произошел несчастный случай. Человек захлебнулся в огромном потоке душистой воды с лепестками роз, который обрушился на него сверху (возможно, там были добавки неизвестного ядовитого растения).

Император Гелиогабал устраивал для своих гостей ароматные дожди с фиалками. Об этом иронично говорили некоторые очевидцы: «На нас вылили целые ведра духов, а еды нет. Забавно быть ароматными и голодными».

Гениальной женщиной и настоящим экспертом в области косметики была Клеопатра. Доказательством служат ее труды об искусстве макияжа. Клеопатра открыла мастерские по производству косметики вдоль берегов Мертвого моря, одна из которых так и называлась «Косметическая лаборатория Клеопатры». Она находилась в оазисе на 400 метров ниже уровня моря и состояла из девяти отдельных комнат, в том числе зала ожидания с каменными скамьями. Даже бассейны мастерской, предназначенные для мацерации разных частей растений, сохранились в исключительном состоянии.

Плиний упоминает известные в Иудее грязи («Asphalite»). Их называли «черной смолой». «Черная смола» извлекалась из нефти и использовалась для лечения псориаза. В качестве лекарств и косметических средств применяли и знаменитые соли Мертвого моря.

Парики и красители

Многие мужчины в Древнем Риме страдали от облысения. Светоний писал, что Цезарь за свою жизнь получил много наград от римского народа и сената, но всегда носил только лавровый венок, который как-то мог скрыть его лысую голову.

Чтобы бороться с облысением, применяли раствор, содержащий опий и мирру. Плиний писал, что была популярна еще одна смесь, состоящая из пищевой соды, шафрана, перца, уксуса и мышиного кала.

В Риме знать часто носила парики и шиньоны, сделанные по египетской технологии. Дорогие парики делали из натуральных волос. Черные и темные волосы привозили из Индии, а светлые оттенки – из Северной Европы.

Парики иногда использовали, чтобы скрыть последствия использования краски для волос. Плиний описывает рецепт, который предназначался для того, чтобы волосы потемнели: после тщательного бритья головы надо было оставаться в тени, а затем намазать голову вороньим яйцом, взбитым в медной посуде.

В дальнейшем рецепты черной краски были усовершенствованы путем использования минералов, полученных из черной сурьмы. В краску добавляли животный жир, полынь, листья кипариса. Все это варили и полученной смесью смачивали голову.

Рыжие волосы получали с помощью хны или моркови. Эти цвета были распространены среди проституток.

Иногда появлялась мода на светлый цвет волос. Это называлось «немецким стилем». Всплеск моды на блондинок был во времена императора Коммода. Даже сам император посыпал голову золотым порошком, чтобы осветлить волосы.

Поэт Овидий писал, что каждая женщина в Древнем Риме была вправе сама выбирать свой стиль прически. Некоторые женщины предпочитали завитые волосы, другие сильно затягивали волосы в пучок, а третьи не признавали ничего, кроме распущенных волос, которые закреплялись большими волнами.

Служанки римских матрон тратили много времени на сооружение прически своих хозяек. У них была трудная задача сделать привлекательной часто немолодую и уродливую женщину. Поэтому в ход шли украшения для волос, заколки, ленты и булавки.

Со 2 века нашей эры римские женщины стали украшать волосы диадемами и булавками из золота, серебра, слоновой кости и драгоценных камней. Они часто были полыми внутри, чтобы можно было заполнять их ядом. Такие острые украшения были смертоносным оружием против правонарушителей, но несли угрозу и самим владелицам, так как часто вызывали смертельные ранения.

Женщины большое внимание уделяли уходу за грудью. В маску для груди входили квасцы, касторовое масло и красное сухое вино. Смесь была плотной, как воск. Ее наносили на грудь, а сверху посыпали свинцовыми белилами. Причем делать это надо было на убывающей луне.

Практически всю косметику в Древнем Риме использовали, ориентируясь на фазу луны. Считалось, что только тогда она даст очевидный эффект. Возможно, что это не лишено смысла, и мы могли бы почерпнуть кое-какую полезную информацию из древних рецептов.


© 2013 - 2017 Учебно-образовательный портал "Все лекции"
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Разработка сайта - Скобелев Алексей





Яндекс.Метрика